Volkhp.ru

Аграрный журнал
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для чего люди выращивают культурные растения 2 класс

Технология. 5 класс

Конспект урока

Технология, 5 класс

Урок 31. Культурные растения в жизнедеятельности человека

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Понятие о значении культурных растений в жизнедеятельности человека.
  2. История окультуривания растений.
  3. Классификация культурных растений.

Культурные растения – растения, специально разводимые (культивируемые) человеком для использования в хозяйственной деятельности

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Растения – основа питания людей, из растений люди производят одежду, украшают дома.

Начало целенаправленного использования растений человеком уходит в глубину тысячелетий.

Первобытные люди целиком зависели от природы: они собирали коренья, плоды, зёрна, которые вырастали в дикой природе, охотились на диких животных. Людям постоянно приходилось заботиться о своём пропитании. Если растения погибали от засухи, случался неурожай, то люди кочевали в другие места, погибали от голода и болезней.

Со временем люди стали понимать, что если начать ухаживать за растениями, поливать их в засушливое время, рыхлить почву, убирать ненужные растения (сорняки), то зёрен и плодов становится больше и урожай стабильнее.

Первобытные люди сменили кочевой образ жизни на осёдлый и стали окультуривать хлебные злаки, зерновые бобовые, корнеплоды, бахчевые и другие растения.

Одно из первых окультуренных растений – пшеница, ее обнаружили

ученые в захоронениях Древнего Египта, которым уже более 6 тысяч лет.

Без растений невозможна жизнь на планете и жизнь людей. Благодаря растениям атмосфера планеты содержит необходимое количество кислорода, которым люди дышат.

Люди научились использовать многие растения для обеспечения своей жизнедеятельности: для приготовления пищи, в качестве сырья для различных отраслей промышленности, лекарственных средств в медицине, для озеленения помещений, Дикорастущие растения не всегда удовлетворяют запросам людей, большинство используемых растений люди окультурили –стали разводить специально для своей хозяйственной деятельности.

При выращивании культурных растений учитывается привычный им климат: температура воздуха, влажность, продолжительность светового дня. Поэтому чаще всего растения выращивают там, где они встречаются в дикорастущем виде, но с развитием агротехнологий, растения стали выращивать в других климатических зонах.

Культурные растения игра-ют важную роль в углеводном и белковом питании человека.

Классификацию растений можно производить по разным основаниям, в нашем случае представлена классификация культурных растений по отраслевому принципу (в соответствии с основными отраслями сельскохозяйственного производства — овощеводством, плодоводством, полеводством и декоративным садоводством) — овощные, полевые (зерновые, бобовые), плодово-ягодные, технические и декоративные.

Овощные культуры составляют основу пищевого рациона. Вместе с овощами человек получает белки, углеводы, клетчатку, минеральные вещества и витамины. Во многих странах мира и в России выращивают разные группы овощей:

-капустные (белокачанная, краснокачанная, брокколи, савойская, брюссельская, листовая капуста и другие)

— корнеплодные (картофель, морковь, свёкла, редис);

— плодовые (томат, огурец, перец );

— луковые (лук репчаты, шалот, чеснок и др);

— пряно-вкусовые (анис, базилик, хрен)

Очень важны для питания людей хлебные злаки:

пшеница, рис, кукуруза, сорго, ячмень, рожь и др.

и злаковые крупяные культуры: гречиха, просо, виды овса, амарант

Источником растительного белка являются бобовые растения:

соя, горох, фасоль, чечевица и др.,

Для получения сахара используется сахарные тростник и свёкла.

Плодовые культуры выращивают в основном с учетом климата: яблоня, груша, слива, вишня, черешня – в умеренном климате.

Во влажных субтропиках и тропиках выращивают цитрусовые: лимон, мандарин и другие; в тропиках – манго, ананас, папайя, авокадо, маракуйя и другие.

К ягодным культурам относятся: смородина, крыжовник, малина, клубника и другие

Многие культурные растения используются в животноводстве для корма животных, основа для комбикормов.

Например, такие кормовые культуры, выращиваемые в нашей стране: просо, люцерна, клевер, люпин, вика, турнепс, кукуруза и другие.

К техническим культурам относятся те растения, которые используются в переработанном виде в пищевой и текстильной промышленностях.

Прядильные или волокнистые растения: лён, конопля, джут, хлопчатник.

Масличные: подсолнечник, арахис, горчица.

В парфюмерной промышленности нельзя обойтись без растительного воска и масел, получаемых из лепестков роз, из лаванды и герани душистой, иланг-иланга.

Для легкой промышленности используют дубильные вещества, красители, получаемые из сока растений.

Традиционно растения используются людьми для лечения многих заболеваний. В настоящее время лекарственные растения специально выращиваются, например, это ромашка лекарственная, валериана, ревень, солодка, алоэ, хинное дерево, женьшень, календула и другие.

Наибольшим числом видов (более 10 тыс.) представлены декоративные культурные растения.

Среди них – парковые деревья, многочисленные цветочные и декоративно-лиственные, газонные культуры. Жизнь человечества уже давно нельзя представить без кипарисов, роз, тюльпанов, лилий, ирисов и мн. др. растений, которые радуют жителей сёл и городов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Установите соответствие между отраслями производства и группой используемых растений.

Правильный вариант ответа:

Выращиванием овощей (капусты, моркови, репы, редиса, укропа) занимается овощеводство; рожь, пшеница и рис – это злаковые растения, выращиваемые на полях – отрасль называется полеводство; роза и лаванда – декоративно цветущие растения – отрасль – декоративное цветоводство.

Подпишите названия корнеплодных растений.

Свёкла

Редис

Морковь

Пояснение: Свёкла, редис, морковь относятся к корнеплодным овощам.

Дикорастущие и культурные растения

Разница между культурными растениями и дикорастущими

Все растения, которые можно встретить на земном шаре, условно делятся на две большие группы:

  • Дикорастущие– травы, кустарники и деревья, которые не нуждаются в особом уходе. Они могут расти где угодно, в зависимости от того, куда упало семечко, из которого в дальнейшем выросло растение.
  • Культурные– растения, которые выращивает человек и за которыми он регулярно ухаживает. Они растут в садах, огородах, дачных участках, парках, скверах.

Все растения на нашей планете имеют много общего: строение, особенности питания, поглощение углекислого газа и выработку кислорода. Однако в результате человеческой деятельности растения приобрели и немало отличий, и касается это, прежде всего, способов их выращивания.

Так, дикорастущие растения способны прекрасно расти и без влияния человека. Для этого они используют те природные ресурсы, которые их окружают. И даже если условия обитания совсем неидеальные, растения умудряются приспособиться и к ним. Именно потому, что они растут в дикой природе, их и назвали дикорастущими.

Рис. 1. Лесная чаща

Виды дикорастущих растений:

  • деревья;
  • кустарники;
  • травы.

Культурные растения, напротив, нуждаются в бережном и регулярном уходе. Человек их выращивает для получения богатого урожая.

Виды культурных растений:

  • овощные;
  • зерновые;
  • плодовые;
  • декоративные;
  • прядильные.

Рис. 2. Пшеница – типичное культурное растение

Как появились культурные растения

В давние времена все растения на планете были дикорастущими. Древние люди лишь собирали съедобные ягоды, плоды, коренья и травы, и тратили на их поиски немало времени. Ситуация изменилась, когда наши предки догадались выращивать растения при помощи семян, и начали выращивать их возле своих поселений.

С этого момента дикорастущие растения начали постепенно окультуриваться. Под влиянием человека они менялись: становились более крупными, вкусными, урожайными. Таким образом на планете появились культурные растения.

Для чего нужно окультуривание растений?

Качество плодов дикорастущих растений очень сильно отличаются от культурных собратьев. Достаточно сравнить ягоды дикой малины и окультуренной: у лесной малины, растущей на «воле», плоды очень маленькие и совсем не такие сладкие, да и количество их на кусте гораздо меньше, чем у садовой малины.

Рис. 3. Дикая малина

В переводе с латинского слово «культура» означает «обрабатывать», «возделывать». На протяжении многих сотен лет люди ухаживали за растениями, тщательно выбирая только лучшие экземпляры. Так постепенно улучшались вкусовые качества окультуренных растений, увеличивалась их урожайность.

Благодаря влиянию человека вырос и ассортимент продуктов. Так, если у дикорастущей яблони плоды мелкие, кислые, зеленоватого цвета, то сейчас существует огромный выбор яблок самых разных вкусов, цветов и размеров.

Что мы узнали?

Благодаря данному докладу на одну из тем окружающего мира за 2 класс мы узнали, почему растения подразделяют на дикорастущие и культурные. Изначально на планете царили только дикорастущие растения, но в результате настойчивой человеческой деятельности многие из них стали культурными.

Дикорастущие и культурные растения стр. 68 – 71

1) Вспомни, какие растения растут в природе сами по себе, а какие выращивают люди.

Сами по себе в природе растут многие растения, их называют дикорастущими. Ну а растения, которые выращивает человек — называют культурными.

2) Рассмотри рисунки. Назови изображённые на них растения. Какие из них дикорастущие? (Накрой зелёными фишками.) Какие растения культурные? (Накрой жёлтыми фишками.)

Под цифрой 1 нарисована ветка берёзы. Берёза — дикорастущее растение, накроем его зелёной фишкой.

Под цифрой 2 нарисован огурец. Это культурное растение, накроем его жёлтой фишкой.

Под цифрой 3 нарисован рогоз, он растёт по берегам водоёмов. Это дикорастущее растение, накрываем зелёной фишкой.

Под цифрой 4 также изображено дикорастущее растение крапива, это сорняк. Накрываем зелёной фишкой.

Под цифрой 5 показан колос пшеницы. Из пшеницы получают хлеб. Это культурное растение, отметим жёлтой фишкой.

Под цифрой 6 изображён цветок астра. Его выращивают для красоты. Это культурное растение, отметим жёлтой фишкой.

3) Приведите примеры дикорастущих и культурных растений вашего края.

Пример дикорастущих растений нашего края: подорожник, репейник, клён, ива, осина, боярышник, лютик.

Пример культурных растений нашего края: рожь, кукуруза, арбуз, виноград, морковь, кабачок, слива, яблоня.

4) Подумайте, для чего люди выращивают культурные растения. На какие группы их можно разделить?

Культурные растения люди выращивают, чтобы удовлетворить свои потребности в пище, но не только. Некоторые культурные растения выращиваются ради их волокон, из которых делают нити. Другие выращивают ради получения масла или сахара. Третьи идут исключительно на корм скоту.

Группы культурных растений для 2 класса

Культурные растения можно разделить на несколько групп.

По их назначению:

Овощные, плодовые, зерновые, прядильные, декоративные.

По группам растений их составляющих:

Деревья, кустарники, травы.

5) На уроке Серёжа начал составлять вот такие схемы. Определите, по каким признакам Серёжа разделил культурные растения на группы.

В первой группе Сережа разделил растения по группам растений, во второй группе по их видам.

6) Помогите Серёже закончить схемы. Для этого назовите ещё 1 — 2 растения каждой группы.

Деревья: яблоня, слива, абрикос, персик

Кустарники: смородина, малина, калина, вишня.

Травы: помидор, огурец, картофель, морковь, лук

Овощные: лук, морковь, репа, картофель, кабачок

Плодовые: груша, яблоня, слива, абрикос

Зерновые: пшеница, рожь, ячмень, просо

Декоративные: флокс, астра, роза, тюльпан, калина

Прядильные: лён, конопля, хлопок, джут

7) В книге «Великан на поляне» (с. 101 — 103) найди и прочитай легенды о растениях, которые в народе называют «кукушкины слёзки» и «одолень-трава». Почему появились эти названия?

По легенде, название растения кукушкины слёзы появилось очень давно. Когда одна мать, устала от непослушных сыновей и превратилась в кукушку. Она полетела в лес, и роняла слезы, которые стали пятнышками на листьях этого растения.

Название растения одолень-трава появилась также очень давно. Тогда люди верили, что корни этого растения могут одолеть любую беду и брали их с собой в дальний путь.

Читать еще:  Как правильно выращивать перец в домашних условиях?

8) Придумай сказочную историю о дикорастущем или культурном растении, которое тебе нравится.

Сказочная история о дикорастущем растении “Крапива” для 2 класса

В давние времена крапива не была жгучей. Она имела очень мягкие и нежные листья. Люди не любили крапиву, потому что не видели от неё пользы, а потому вырывали её и уничтожали, чтобы она не мешала расти другим растениям.

Стало крапиве очень обидно от такого к ней отношения. Много слёз она пролила над несправедливостью. И попросила тогда крапива богиню Флору, чтобы та сделала её полезной или как-нибудь защитила от бесчинства людей.

Пожалела Флора крапиву, ведь для неё все растения были любимыми детьми. И сделала Флора так, что листья крапивы стали жгучими, как слёзы, которые она проливала, когда её топтали и вырывали. И каждый человек, хватаясь за крапиву сразу отдёргивал руку.

Но чтобы крапива не осталась совсем бесполезной, Флора сделала так, что из её молодых листьев люди стали варить вкусный суп, а старые ветви стали использовать для наказания сорванцов, которые плохо относились к растениям.

Сказочная история о культурном растении “Огурец” для 2 класса

Жил в лесу огурец. Было это тогда, когда люди ещё не знали о его вкусе и не умели его выращивать.

Зато все дикие животные хорошо знали, каким вкусным и сочным бывает огурец. И поедали огурцы везде, где находили.

Скоро совсем мало осталось огурцов в природе, все их поели животные. И решили тогда оставшиеся огурцы искать защиты у людей. Обратились огурцы к человеку, который продирался сквозь чащу, и предложили ему сотрудничество.

Обещали огурцы всегда кормить человека своими плодами, если тот станет защищать их от диких зверей, и будет за ними следить и ухаживать.

Попробовал человек огурец, понравилось. Согласился он с предложением огурцов и перенёс их в свою деревню.

Там и стали расти огурцы, кормить и поить человека, а человек стал их охранять, полоть, поливать, откладывать семена. А дикие звери подходили к забору, смотрели на цветущие огурцы и сильно завидовали.

Домашнее задание

1) Объясни, какие растения называют дикорастущими, а какие — культурными.

Дикорастущими называют растения, которые растут в природе, без участия человека.

Культурными называют растения, которые выращивает для своих целей сам человек.

2) Расскажи, для чего люди выращивают культурные растения.

Культурные растения дают человеку пищу, продукты питания, ткани, масло, сахар, идут на корм скоту, доставляют эстетическое удовольствие, радуют красотой.

3) Как с помощью схем можно показать разнообразие культурных растений?

Пример схемы, показывающей разнообразие культурных растений:

Пример схемы, показывающей разнообразие культурных растений.

Конспект урока «Для чего люди выращивают культурные растения?» по окружающему миру для 2 класса

Конспект заседания клуба по окружающему миру

во 2 классе.

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Для чего люди выращивают культурные растения?»

Выяснить: для чего выращивают культурные растения?

Задачи урока:

Назвать признаки, отличающие культурные растения от дикорастущих

Познакомить с культурными растениями разных групп

Расширить кругозор учащихся о культурных растениях.

Оборудование:

тетради для самостоятельной работы,

Учебное занятие проводится в форме очередного заседания клуба «Мы и окружающий мир»,

Дети предварительно рассаживаются по группам. Всего 3 группы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Учитель предлагает найти в учебнике тему урока.

Дети находят тему и страницу в учебнике

2.Постановка цели, актуализация знаний в начале урока

Учитель на доске записывает задание для всех присутствующих составить доклад на тему: «Культурные растения нашего края»

Знакомство учащихся с целью урока

Презентация слайд 1

Дети обсуждают тему урока и выясняют, чем будут заниматься

3.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Всем ученикам предлагается подумать над вопросом председателя клуба Кости Погодина: чем отличаются дикорастущие растения от культурных растений?

1)Какие бывают растения?

Какая существует разница между культурными, дикорастущими растениями?

2)Какие растения называются культурными? (Рассказ учеников и учителя)

Ученики высказывают своё мнение

Читают стр. 87-88 находят отличие

Осуждают Машины наблюдения и Мишины.

Работа со слайдами.

Наблюдение, сравнение, вывод.

4.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

2)Учитель предлагает выполнить работу в тетради для самостоятельной .работы, упражнение №50,№51

№ 50.Учащиеся читают названия растений. Знаком синего цвета отмечают названия дикорастущих растений, знаком красного цвета название культурных растений.

№ 51Учащиеся в предложенном списке

Подчёркивают названия культурных растений красной чертой, дикорастущих — синей. Затем выписывают названия растений, которые подчёркивают дважды (яблоня, груша, земляника,

малина, слива) Объясняя свой выбор тем, что эти растения могут быть как культурными, так и дикорастущими.

5.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Работа в группах .Работа с учебником (слайд №4).

1. Необходимо сравнить, как Миши наделил на группы растения и как Маша разделила по каким признакам?

2.Ученикам предлагается дополнить схему Маши и Миши.

3.Работа с тетрадями для самостоятельной работы №52

В группах выполняют задание. Читают текст в учебнике

В группах находят и обсуждают отличия . Затем делают вывод: Миша — для чего человек выращивает, а Маша какие культ. растения они выращивают?

Основание для деления — место ,где выращиваются растения.

6.Динамическая пауза

Учитель предлагает ученикам игру «Путаница» Он называет каждую группу растений и показывает движения .Дети должны выполнить движения правильно ,даже если учитель нарушит условие игры и на заданную группу покажет другое упражнение.

7.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных Зунов

В начале урока учитель на доске записал задание для учеников составить доклад на тему: «Культурные растения нашего края».Учитель объясняет ,что доклад будет составляться в ходе работы и ответов групп.

Работа в группах. Каждая группа вытягивает карточки с названием растения. После подготовки ,на которую уходит 2-3 минуты они должны сказать:

2.Для чего нужно людям?,

3.Какие разновидности знаете?

Каждое выступление сопровождается слайдами учителя

1 гр — плодовые слайд №5,6,

2 гр- овощные слайд №7,8,

3 гр- декоративные слайд №9,10

1гр — лекарственные слайд №11,12

2гр — прядильные слайд №13

3 гр — зерновые слайд №14

Готовят выступление (2-3 минуты)

8.Рефлексия деятельности

Учитель предлагает проанализировать работу, выполненную на уроке

Подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Ученики дают оценку личного вклада в урок

9. Мотивация оценок

Учитель предлагает каждой группе поставить оценки самостоятельно.

Учитель внимательно анализирует мотивацию каждой оценки и по надобности корректирует оценки выставленные группами.

Дети выставляют оценки и мотивируют своё решение.

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Для чего люди выращивают культурные растения?», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Окружающий мир (2 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Презентация к уроку окружающего мира на тему «Для чего люди выращивают культурные растения», 2 класс

Презентация дополняет конспект урока по окружающему миру на тему «Для чего люди выращивают культурные растения».

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку окружающего мира на тему «Для чего люди выращивают культурные растения», 2 класс»

Для чего люди выращивают

Деревья, кустарники и травы растут сами по себе. За ними не ухаживает человек.

Растения, которые выращивает специально человек. Ухаживает за ними, собирает урожай.

Яблоня, груша, вишня, земляника, малина, слива.

Лебеда, земляника, яблоня, малина, мать-и-мачеха, груша, вишня

Яблоня, груша, вишня, земляника, малина

Чем отличается яблоня дикорастущая от яблони культурной?

Чем отличается яблоня дикорастущая от яблони культурной?

дерево

дерево

Приносит пользу

Приносит пользу

Растёт в лесу. За ней никто не ухаживает. Плоды маленькие, кислые на вкус.

Растёт в саду. За ней ухаживает человек. Плоды большие, сочные на вкус.

Чем отличается земляника лесная от земляники садовой?

Чем отличается земляника лесная от земляники садовой?

Травянистое растение

Травянистое растение

Приносит пользу

Приносит пользу

Растёт в лесу. За ней никто не ухаживает. Плоды мелкие, но очень запашистые.

Растёт в саду. За ней ухаживает человек. Плоды крупные.

Мы выходим с вами в лес. (Маршируем на месте).

Сколько здесь вокруг чудес!

(Удивились, развели руками).

Посмотрели вправо, влево (Наклоны вправо, влево).

Наклонились и присели. (Наклон вниз, приседание).

По тропинке побежим,

На лужайке, на лужайке

До лужайки добежим.

Мы попрыгаем как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах).

Стоп! Немножко отдохнём.

И домой пешком пойдём.

(Ходьба на месте).

— На месте стой, «раз-два». Мы «пришли домой» и

продолжаем говорить о растениях.

Какое значение для человека имеют растения?

Растения кормят человека – рожь, пшеница, яблоня, капуста…

Растения одевают человека –лен, хлопок.

Растения лечат человека – мать -и- мачеха, зверобой, береза…

Растения дают много полезных вещей – мебель, строительные материалы, топливо…

На какие две группы

можно разделить все растения?

Растения, которые выращивает специально человек.

Растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме..

Для чего люди выращивают культурные растения 2 класс

окружающего мира во 2 « a » классе

Учитель: Томашева Наталья Георгиевна

Тема урока: Для чего люди выращивают культурные растения?

Тип урока : Урок «открытия» нового знания

Это первый урок открывающий седьмой раздел «Культурные растения. Продолжительность жизни растений».

Форма организации урока: заседание клуба «Мы и окружающий мир»

Форма обучения: групповая, парная

Приём обучения: организация групповой, парной работы, выполнение дифференцированных заданий

— создать условия для того, чтобы дети назвали признаки, отличающие дикорастущие растения от культурных;

— создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

-познакомить детей с культурными растениями разных групп (овощными, зерновыми, плодовыми, декоративными, лекарственными, прядильными).

— развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

— создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

— развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

— воспитывать интерес к окружающему миру;

— воспитывать желание учиться и делать открытия;

-воспитывать умение слушать других.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

-внутренняя позиция школьника;

— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

— способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

— формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

— Сегодня мы собрались на четвёртое заседание клуба «Мы и окружающий мир». Тема нашего заседания: «Для чего люди выращивают культурные растения».

— На заседании клуба мы узнаем: читаем со слайда

Читать еще:  Какие культуры выращивают в азиатской части россии?

— Как председатель, я хочу представить своих ассистентов, которые помогут мне провести это заседание. Это Стас, Олеся, Влад.

— Итак, на заседании прошу всех быть очень внимательными, хорошо поработать т.к. вам предстоит ещё и дома подготовить доклад на тему «Культурные растения нашего края» (запись на доске).

— Кто из вас помнит, что такое доклад?

— Мой ассистент напомнит вам, как звучит определение этого слова в Толковом словаре. (Учебник «Русский язык», 2 класс, часть 2, с.104)

ДОКЛАД, -а. Выступление перед группой людей с рассказом о чём-либо. Например: научный доклад; доклад ученика.

— Кто помнит, что надо сделать, чтобы составить доклад?

(Определить тему, составить план доклада.) (на доску плакат)

— В селе Мирном, где живут Маша и Миша Ивановы, недавно прошло заседание на эту же тему. Открывая заседание, Костя Погодин предложил вспомнить, чем отличаются дикорастущие растения от культурных.

— Как бы вы дали определение культурным и дикорастущим растениям?

— Давайте уточним определения этих понятий по Толковому словарю. Обратимся за помощью к ассистенту.

Дикорастущий – растущий в диком состоянии, некультивируемый. Д. кустарник.

Культурный – разведённый, обработанный человеком, не дикий. Культурные растения. Культурный слой земли (со следами деятельности человека)

— У . с.87 Прочитайте, что Маша рассказала (ученик читает вслух).

— Давайте поможем Мише разобраться в этом вопросе.

— Рассмотрите рисунок. Какие дикорастущие растения вы здесь видите? (берёза, репейник, одуванчик, ромашка, подорожник, шиповник).

— Как распространяются дикорастущие растения?

— Какие культурные растения вы наблюдаете на рисунке? (роза, яблоня, смородина, клубника).

— Чем же отличаются культурные растения от дикорастущих?

— Какие следы деятельности людей мы можем видеть на этом рисунке? (Яблонька огорожена, у смородины – поддерживающие деревянные клинья).

— Отличается ли внешний вид культурных и дикорастущих растений? Чем?

— РТ с.36 №50 Слайд 6 Закрепим знания выполняя задание.

Проверяем на экране.

— Как справились? У кого не было ошибок?

— На заседании в селе Мирное впервые прозвучало устное сообщение Миши Иванова о культурных растениях. К своему выступлению Миша нарисовал иллюстрации, которые мы видим на стр. 89-90.

— Мой ассистент подготовил сообщение на туже тему, что и Миша. Давайте послушаем. Олеся.

— А сейчас я прошу поработать в группах и внимательно послушайте задание.

— Используя материал учебника на стр. 89-90, составьте в группах план доклада на тему: «Для чего люди выращивают культурные растения?».

— Договоритесь, кто от вашей группы зачитает план доклада.

(Представители от каждой группы зачитывают свой план доклада).

— О чем говорилось в докладе? (о кул-ных растениях) Весим плакат

— Что говорилось о культурных растениях? (для чего они выращиваются) Еще плакат.

— На том же заседании прозвучал доклад Маши Ивановой о культурных растениях. Доклад на ту же тему подготовил мой ассистент. Стас. Слайд 8

— О чем говорилось в докладе? (о кул-ных растениях) Весим плакат

— Что говорилось о культурных растениях? (где они выращиваются) Еще плакат.

— Чем похожи доклады Миши и Маши? (говорится о культурных растениях).

— Чем они отличаются? (Маша разбила культурные растения на группы, у Миши есть иллюстрации, а у Маши получилась схема).

— Перед вами на каждой парте лежит схема, похожая на ту, которую начала составлять Маша Иванова.

— Сейчас вы в паре со своим соседом по парте дополните эту схему своими примерами.

Внимание на экран

— Какие растения вы добавили в каждую группу?

— Какие растения попали в группу вместе со льном?

— Как можно назвать эту группу растений? (текстильные, прядильные)

— Молодцы. Хорошо поработали. Немного отдохнем.

Слайды 10-13 Игра «Что где растёт?»

На какую тему вы будете делать доклад дома?

— По моему заданию доклад сделал мой ассистент Влад. Послушайте .

— Вы подготовите доклад по отдельному культурному растению или группе, что гораздо труднее.

А) — Давайте посмотрим, есть ли дополнительный материал для подготовки доклада в хрестоматии «Наш мир знакомый и загадочный».

— О чём мы будем искать материал? (о культурных ратсениях).

-Определите по названию, какие тексты нам будут интересны при подготовке доклада?

Как размножаются растения ………..51

Зерновые растения ……………………..57

Откуда хлеб на столе. 57

Как сеют хлеб. 59

Как хлеб убирают. 61

Б) -А теперь заглянем в список рекомендуемой литературы в конце хрестоматии на стр. 146.

Какие из предлагаемых произведений подходят к теме нашего доклада?

В) -Если у вас дома есть выход в Интернет, то вы можете воспользоваться электронными адресами дополнительного материала по нужной нам теме на стр. 148. Откройте эту страницу и посмотрите, в какой теме мы будем искать материал для доклада?

Г) – Геленов Кирилл с бабушкой специально к заседанию подготовили выставку книг, которые вы также можете использовать для подготовки своего доклада.

Д)- Мои ассистенты специально к заседанию подготовили памятки.

Закрепление. Слайд 15

А сейчас давайте посмотрим, готовы ли вы к составлению своего собственного доклада, хорошо ли вы поняли тему урока.

Поднимите правую ладошку- это знания которые у вас были.

Поднимите левую ладошку- это знания которые приобрели сегодня.

Презентация по ПНШ 2 класс «Для чего выращивают культурные растения»
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок разработан в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
prezentats.pptx2.76 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

« Для чего люди выращивают культурные растения?»

Задание всем присутствующим: подготовить сообщение на тему «Культурные растения нашего края»

План сообщения. 1. Вступление. 2. Основная часть. 3. Заключение. М ного полей и садов, труженики выращивают Для чего выращивают? много труда вкладывают, бережно относиться Какие группы растений выращивают .

Чем отличаются ель от яблони? ?

Общее Различие Растёт в лесу. Растёт в саду. За ней ухаживает человек. дерево дерево Приносит пользу Приносит пользу

? Чем отличаются одуванчик от помидора?

Общее Различие Травянистое растение Травянистое растение Растёт в огороде. Человек сажает, ухаживает, собирает урожай. Растёт повсюду.

Дикорастущие Культурные За дикорастущими растениями никто не ухаживает. Они приспособились к природным условиям. Культурные растения требуют внимания и заботы человека.

сосна свёкла черника кувшинка ветреница арбуз георгин пшеница папоротник смородина мох сфагнум облепиха Дикорастущие – Культурные —

ЗАЧЕМ люди выращивают культурные растения? Для питания людей. Для корма животным . Для изготовления тканей. Для красоты.

Мы выходим с вами в лес. (Маршируем на месте). Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками). Посмотрели вправо, влево (Наклоны вправо, влево). Наклонились и присели. (Наклон вниз, приседание). По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте). На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах). Стоп! Немножко отдохнём. И домой пешком пойдём. (Ходьба на месте). — На месте стой, «раз-два». Мы «пришли домой» и продолжаем говорить о растениях. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Культурные растения плодовые овощные зерновые прядильные декоративные лекарственные

Лекарственные травы нашей местности

К каким группам Миша отнесёт эти растения?

План сообщения. 1. Вступление. 2. Основная часть. 3. Заключение. М ного полей и садов, труженики выращивают Для чего выращивают? много труда вкладывают, бережно относиться Какие группы растений выращивают .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по УМК «Перспективная начальная школа» по теме:»Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?».

— Выяснить: для чего выращивают культурные растения? — Назвать признаки, отличающие культурные растения от дикорастущих.

Сценарий урока окружающего мира «Для чего люди выращивают культурные растения» 2 класс УМК «Перспективная начальная школа».

Разработка урока по окружающему миру 2 класс по программе «ПНШ».

Тест по программе ПНШ. 2 класс. Автор О.Н.Федотова.

Презентация к уроку Окружающего мира во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа».

Презентация к уроку обобщения «Культурные растения&quot.

Урок окружающего мира во 2 классе «Для чего люди выращивают культурные растения?»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Разработка урока по окружающему миру во 2 классе по теме «Для чего люди выращивают культурные растения?»(УМК «Перспективная начальная школа»). Презентацию урока вы сможете посмотреть, пройдя по ссылке https://docviewer.yandex.ru/view/82913282/?*=8kgWn.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.docx196.45 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по окружающему миру

2 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Для чего люди выращивают культурные растения?»

Цель урока: Выяснить: для чего люди выращивают культурные растения; назвать признаки, отличающие культурные растения от дикорастущих; познакомить с культурными растениями разных групп.

создать условия для развития у учащихся умения:

— выделять отличительные признаки культурных растений;

— классифицировать культурные растения по группам (овощные, зерновые, плодовые, декоративные, лекарственные, прядильные, масличные, бобовые), использовать учебник, хрестоматию для поиска информации.

создать условия для развития у учащихся:

— интереса к новому учебному материалу;

— умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать;

— коммуникативных навыков (вести диалог с одноклассниками и учителем, стремление к координации различных позиций сотрудничества при работе в группах).

формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; принятие ценности природного мира, природоохраны, понимание красоты природы России и родного края.

действовать в учебном сотрудничестве; контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.

использовать при выполнении заданий материалы учебника, проводить сравнение и классификацию объектов по самостоятельно выделенным критериям; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.

Оборудование: мультимедийная презентация, электронная тетрадь, карточки для работы в парах.

1. Организационный момент.

— Мои юные любители природы, сегодня у нас очередное заседание клуба, на котором мы продолжим познавать окружающий нас мир.

— Каким вы хотели бы видеть наш урок? (Полезным, интересным, познавательным, развивающим, плодотворным).

— Какие качества вам надо проявить, чтобы получился такой урок ? (Активность, дисциплинированность, внимательность, обдуманность, организованность, самостоятельность, трудолюбие).

У всех хорошее настроение? Я желаю вам успехов. В добрый путь! Я надеюсь, что у нас всё получится.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

— А начнем наш урок с просмотра фрагмента известного всеми вами мультфильма «Смешарики».

(Просмотр фрагмента с 57 сек. по 1 мин.31 сек.)

— О чём мультфильм?

(Копатыч борется с сорняками. Сорняки лишние мешают расти овощам на огороде.)

— Подумайте, какое это имеет отношение к уроку окружающего мира?

3. Постановка темы и целей урока.

— Давайте определим тему урока.

-О каких растениях будем говорить? (Надо узнать о растениях, которые выращивает человек. Для чего он выращивает эти растения?)

— Какой основной источник знаний помогает подтвердить или опровергнуть наше предположение? (Учебник)

— Обратимся к оглавлению. Найдите нужную главу. Какова тема урока?

(Для чего люди выращивают культурные растения?)

— Давайте подумаем, чему вы должны научится на этом уроке? Определим цель урока.

— А на помощь к нам приходит Миша, герой наших учебников.

— Посмотрите, Миша уже записал цели урока, прочтите их. Вы согласны с ним?

— Выберите цели подходящие к нашему уроку.

Узнать что такое «культурные» растения.

Учиться различать «культурные» растения от «дикорастущих»

На уроке узнаем, что такое растения.

Узнать для чего люди выращивают «культурные растения».

Узнать, чем питаются растения.

Научиться делить «культурные» растения на группы.

4. Формирование новых знаний.

— Вспомните, на какие три группы можно разделить растения? (деревья, кустарники, травы)

-Какое значение для человека играют растения? (кормят, одевают, лечат, дают много полезных веществ)

-А на какие ещё группы делятся растения? (Растения — хвойные , цветковые, папоротники, мхи, водоросли)

— Можем ли мы прямо сейчас выделить группу «культурных» растений?

— Откройте учебник на с.88, рассмотрите картинку.

— Какие растения посажены в саду?

— Как называется растение, которое растёт рядом с яблоней? (Репейник)

— Помогите Мише разобраться, кто в саду рядом с яблоней посадил репейник, а кто посадил землянику?

— Посмотрите на экран. Земляника бывает лесной, а бывает и садовой.

— Так в чём же отличие этих ягод? (Садовая земляника крупнее)

— А кто пробовал яблоки с дикой яблони? Поднимите руки.

— Чем они отличаются от яблок, выращенных в саду? (Они меньше размером, очень кислые).

— Как называются растения, которые растут в лесу, в поле? (Дикие)

-Значит лесная земляника, какая? (дикая)

— А тогда садовая земляника, какая? (культурная)

— Как бы вы дали определение «культурным» и дикорастущим растениям?

— Дикорастущие – это растения? Культурные – это?

-Давайте уточним определения этих понятий по Толковому словарю.

Дикорастущий – растущий в диком состоянии, некультивируемый. Д. кустарник.

Культурный – разведённый, обработанный человеком, не дикий. Культурные растения. Культурный слой земли (со следами деятельности человека)

-Какие растения называют культурными? Выберите верный вариант ответа.

5. Работа в парах: по тетради и по карточкам.

— Откройте тетради на с.36, найдите задание №50. Прочитайте задание. Работаем в парах, обсуждаем, помогаем друг другу выбрать правильный ответ. А к доске пойдет пара …

(Проверка задания по электронной тетради)

Выполним задание под №51(карточка).

— Разобрались, какие растения мы называем «культурными»?

Во дворе стоит сосна

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. ( Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты.)

7. Изучение нового материала

— В селе Мирном, где живут Маша и Миша Ивановы, недавно прошло заседание на эту же тему. Миша представил своё сообщение на заседании. Внимательно прочтите его на стр. 88 – 90 и ответьте на вопрос: На какие группы Миша разделил растения? Проверка по слайдам.

— Какие растения человек выращивает для питания? ( 1гр. – для питания).

— О ком заботится человек? Какие растения выращивает? (2 гр. – для домашних животных).

— Для чего человек выращивает такие растения как лен и хлопчатник? ( 3 гр. – для изготовления тканей).

Зачем люди сажают нарциссы, розы, сирень, астры, георгины? ( 4 гр. – для красоты).

— На какие группы Миша разделил растения? Продолжите предложение.

— Теперь рассмотрим, как Маша разделила культурные растения? (Слайд, стр. в учебнике 91).

— Дополните схему, которую начала составлять Маша, своими примерами.

— К овощным относятся капуста, томаты, огурцы и т.д.

— К плодовым – сливы, яблоки, груши и т.д.

— Бобовые – горох, фасоль.

— Зерновые – рожь, пшеница, овес и т.д.

— Декоративные – ирисы, астры, розы, тюльпаны и т.д.

— Лекарственные – мята, мелисса, лаванда, ноготки, ромашка аптечная.

— Есть еще группа, дополните примерами. (Лен, хлопок).

— Кто знает, как называется эта группа? (Прядильные).

— Чем похожи и чем отличаются рассказы Миши и Маши ? (Миша и Маша называют одни и те же растения ).

( Миша — на группы: для чего люди выращивают культурные растения; Маша — на группы : какие культурные растения выращивают люди.)

— Какая схема вам больше нравится?

8. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа. Тетрадь № 52.

(Проверка по электронной тетради).

— Вспомните, какие цели ставили на уроке?

— Чем дикорастущие растения отличаются от «культурных»?

— Для чего люди выращивают культурные растения?

— На какие группы можно разделить культурные растения?

10. Домашнее задание

Составить сообщение по плану.

1) Как называется растение?

3) Для чего нужно людям?

4) К какой группе культурных растений относится (плодовые, овощные, бобовые, зерновые, декоративные, лекарственные, прядильные)?

— А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты.

— А еще, мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете с этого урока. У вас на партах лежит рисунок яблони. На яблони нераскрашенные яблоки. Если у вас хорошее настроение, вы все поняли – раскрасьте красным. Если возникли затруднения – желтым. Если на уроке было скучно и неинтересно, задания были трудными – зеленым.

Рисунки прикрепляются на доску.

— Какой замечательный сад у нас получился! Спасибо за урок!

Разработка урока по окружающему миру на тему «Дикорастущие и культурные растения» (2 класс, окружающий мир)

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

— Начинаем наш урок с проверки д/з. Поиграем в игру «Крестики-нолики». Если высказывание верно – ставим «+», не верно – «0».

Игра «Крестики-нолики»

1. У трав стебли мягкие и сочные. +

2. Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. +

3. Бересклет относится к хвойным кустарникам. 0

4. У лиственных растений листья в виде хвоинок. 0

5. У кустарников несколько тонких стеблей. +

6. Можжевельник относится к хвойным кустарникам. +

III .Актуализация знаний.

— На какие группы делятся растения?

— Подчеркните синим цветом деревья, красным- кусты, а зелёным – травы.

— А сейчас обведите в овал растения, которые можно встретить на лугу, в лесу, в поле.

— Почему остались эти растения?

— Как вы думаете. О чём мы будем говорить на уроке?

IV. Физпауза (игра на внимание «Деревья-кусты»)

V. Открытие новых знаний.

1) Знакомство с новыми понятиями.

– Итак, мы сказали, что есть растения, которые растут сами по себе, которые человек не сажал. Например:……

— Такие растения называются ДИКОРАСТУЩИЕ

2) Групповая работа. Игра «Собери и узнай растение»

— Давайте вспомним ещё травянистые дикорастущие растения. Разделимся на группы по рядам. Задание: собрать пазл (ландыш, колокольчик, купальница).

— Кто знает, что это за растения? ( редкие, занесены в красную книгу).

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою,
В том, что есть глаза у всех цветов.
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи —
Видел я: цветы, как люди, плачут,
И росу роняют на песок.

3) Знакомство с понятием культурные растения.

— А теперь назовите растения, которые сажает человек, за которыми ухаживает.

— Такие растения называются КУЛЬТУРНЫМИ.

— Как вы думаете, для чего человек выращивает некоторые виды растений?

— Какую роль в жизни людей играют овощи и фрукты?

4) Игра «Найди пару»

— Вам предстоит найти пару по определённым признакам.

( На столе лежат карточки со словами, учитель берёт одну, ученик ищет пару)

5) Деление культурных растений на группы.

— Узнаем, на какие группы делятся культурные растения.

— Откройте учебник на стр.69, рассмотрите схемы и скажите.

VI . Физпауза

Игра «Что у нас не растёт»

Хлопнуть в ладоши, если растение у нас не растет:

Яблоня, груша, малина, берёза,
Ель, саксаул, облепиха, лимон, апельсин,
Липа, клён, баобаб, мандарин,
Слива, осина, каштан,
Кофе,
рябина, ольха,
Дуб. Кипарис, алыча,
Тополь, сосна. каланча.

VII .Повторение и закрепление полученных знаний.

— ) — Давайте обсудим, какую роль играют растения в нашей жизни. Обсудите это в парах.

(В процессе выяснения вывешиваются надписи: кислород, пища, древесина, ткани, украшение планеты, лекарство)

— Да, есть растения-лекарства.

Сценка и презентация о лекарственных растениях.

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать…

— А расскажет нам о них известная травница Агафья.

(презентация)

А: — Здравствуйте, дорогие ребята. Хочу вам рассказать, как растения помогают людям избавиться от любой хвори.

(показ презентации с рассказом о лекарственных растениях)

-Хочу рассказать легенду о подорожнике. Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре вернулась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран.

— С растением мать — и мачеха связана одна легенда: Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем времeнем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки

— С бабушкой нашей пойдем далеко мы
В луг, где ей всякие травы знакомы,
Руки мелькают, не путаясь в травах,
В тонких и острых, в густых и кудрявых.
Вот от простуды, а вот от надсады,
Это от боли спасет головной!
Мы поучиться у бабушки рады
Мудрой науке ее травяной.
Вырастем – травами с нашего луга
Будем лечить, избавлять от недуга.

VIII . Рефлексия. Итог урока.

— Какие растения называют дикорастущими, а какие — культурными?

— Для чего люди выращивают культурные растения?

— Оцените свою работу на уроке. На вопросы отвечаем только ДА ( зелёный квадрат) или НЕТ (красный квадрат)

— Я знаю, чем отличаются культурные растения от дикорастущих.

— Я знаю, какую пользу приносят растения.

— Теперь я знаю, чем можно лечиться, если заболею.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector