Volkhp.ru

Аграрный журнал
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие драгоценные камни выращивают искусственно?

Какие драгоценные камни выращивают искусственно?

Натуральный драгоценный камень зарождается в земле. Это продукт природы, а не результат деятельности человека.

Слово синтетический чаше всего используется для описания драгоценного камня, созданного в лаборатории и имеющего тот же химический состав, что и его природный аналог. К примеру, синтетический рубин – камень с таким же химическим составом, что и натуральный. Его химические, физические и оптические свойства сходны!

Имитации, напротив, не имеют тот же химический состав, что и камни, на которые они походят. Они могут быть созданы как человеком, так и природой. Красное стекло, к примеру, имитация рубина, созданная человеком. Гранат, сильно походящий на рубин, – природная имитация.

Так как покупатели часто не правильно трактуют слово «синтетический», продавцы предпочитают использовать такие определения, как «созданный», «выращенный в лаборатории» или «изготовленный человеком». Геммологи и продавцы натуральных камней обыкновенно называют лабораторно выращенные камни синтетическими.Культивированный иногда используют как неверный синоним к сочетанию «выращенный в лаборатории». Однако эти термины не эквивалентны. Культивирование жемчуга – это более природный процесс, чем выращивание драгоценных камней.

Синтетические драгоценные камни существуют уже довольно долго. Первый синтетический рубин, выращенный в лаборатории, появился с начала XX в. Если у вашей бабушки имеются рубиновые украшения, очень вероятно, что они были созданы в лаборатории. Сегодня лабораторные экземпляры встречаются все чаще. Их можно встретить в украшениях со «счастливым камнем» и в перстнях. Также синтетические камни можно увидеть и в дизайнерских украшениях, закрепленные в золото или платину с бриллиантами. Вот некоторые из синтетических камней, которые используются в украшениях:

Синтетические александрит, аметист, хризоберилл, бриллиант, изумруд, опал, рубин, сапфир, шпинель, бирюза.

В некоторых магазинах «синтетическими» называют имитации камней. К примеру, имитация танзанита может быть продана как «синтетический танзанит», потому как «синтетический» звучит лучше. Зеленый фианит часто называют синтетическим изумрудом. Зеленый фианит – камень, созданный в лаборатории, но не синтетический изумруд. Это синтетический фиантит, который намного дешевле. Во многих странах противозаконно называть синтетический рубин просто рубином. Однако такой закон действует не везде, а некоторые магазины его просто не соблюдают. Поэтому, покупая драгоценные камни за границей, требуйте указать в чеке, является ли камень натуральным. Это обеспечит дополнительную защиту. Формально синтетический рубин – это рубин. С этической точки зрения он должен называться именно синтетическим или выращенным в лаборатории.

Синтетические драгоценные камни: как нас обманывают

Ниже описаны способы, к которым прибегают с целью ввести в заблуждение. При этом если покупателю сообщается о работе, проделанной над камнем, о том, что камень синтетический или имитация, то продавец чист перед законом.

  • ПОКРЫТИЕ ЦВЕТНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ. Бесцветные или бледные камни иногда покрывают цветным пластиком. Зеленое покрытие придает бериллу вид изумруда, а светлому нефриту – вид ценного королевского нефрита. Иногда на камни наносят прозрачное металлическое покрытие (вроде того, что на объективах камер), чтобы добавить цвет или блеск. Также используется лакированное покрытие.
  • ПОКРАСКА. Не обязательно покрывать весь камень, чтобы придать ему цвет. Достаточно нанести краску на определенные места. Благодаря множеству отражений от ограненного прозрачного камня, 2–3 мазка на нижней части и/или на грани камня создают ощущение равномерного распределения цвета, если смотреть сверху. Краску можно скрыть оправой.

Изумруды обыкновенно окрашивают именно так. Полупрозрачные опаловые кабошоны можно окрасить внизу, чтобы усилить игру цвета. С целью улучшения игры цвета, под опал иногда подкладывают павлиньи перышки, многоцветные крылья бабочек и перламутр. Иногда на заднюю стенку желтоватых бриллиантов или под крапаны оправы наносят пурпурные чернила, чтобы бриллиант выглядел практически бесцветным и более ценным. Так как пурпурный это дополнительный цвет по отношению к желтому, то он его фактически поглощает. Поэтому с осторожностью относитесь к оправам с закрытым дном. Низ камня может быть окрашен.

  • ПРОКЛАДКА ФОЛЬГОЙ. Веками такая обработка использовалась для добавления цвета и блеска бриллиантам. Когда огранка бриллиантов стала более технична и стала придавать больше блеска камням, фольга утратила популярность. Сегодня фольгу иногда можно встретить в сочетании с природными камнями, но вероятней всего она используется со стеклянными имитациями. Опять же, с осторожностью относитесь к оправам с закрытым дном. Иногда под ними может быть спрятана фольга, особенно если камень неестественно яркий. Камни с подложкой из фольги могут быть обнаружены в старинных украшениях. Цена изделия должна базироваться на исторической ценности.
  • СОЗДАНИЕ ТРЕЩИН ОХЛАЖДЕНИЕМ. Трещины получают путем нагревания камня, а затем погружения его в холодную воду. После такой процедуры синтетический камень выглядит более натуральным. На бесцветном кварце могут создать трещины, а затем заполнить их цветным маслом или окрасить, – таким образом, они будут имитировать изумруд или рубин.
  • ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОМБИНИРОВАННЫХ КАМНЕЙ. Камни, составленные из двух и более частей, называются комбинированными, или комплексными. Камни из двух частей называются дублеты, из трех – триплеты. Комбинированные опалы – одни из самых распространенных комплексных камней. Дублеты и триплеты опалов легко обнаружить, они продаются вполне законно, и это не считается обманом. Однако комбинированные рубины, сапфиры, изумруды и нефриты используются для обмана покупателя.

К примеру, части бледно-желтого сапфира могут быть соединены голубым клеем для создания голубого сапфира. Части бледного изумруда могут быть соединены зеленым желатином или клеем, и камень будет смотреться как темно-зеленый изумруд.

Нефрит иногда склеивается из трех частей – бледный нефрит с полостью, заполненной зеленым гелем и небольшим кабошоном, которые приклеены к задней стороне нефрита, чтобы он выглядел как дорогой образец.

Способ выявить комплексный камень – найти, где части были соединены. Часто это можно увидеть, погрузив камень в воду. Это поможет увидеть цветовые различия и клеевой слой. Опалы, однако, не стоит опускать в воду – просто посмотрите на них со всех сторон. Увеличительное стекло также хороший инструмент. С его помощью можно увидеть соединительные линии, воздушные пузырьки между частями или области, где на камень нанесли клей.

Осторожней с камнями, цены на которые уж очень привлекательны. Такие камни могут быть поддельными, комбинированными, покрытыми каким-либо веществом, или выращенными в лабораторных условиях.

Выращивание кристаллов рубина и других искусственных камней в домашних условиях

Искусственные камни давно завоевали популярность в ювелирных изделиях. Ведь для ювелира ценность камня определяется не только его дефицитом в природе. Важную роль играет целый ряд других характеристик:

  • цвет;
  • светопреломление;
  • прочность;
  • вес в каратах;
  • размер и форма граней и др.

Самый дорогой искусственный драгоценный камень Фианит (синонимы: даймонсквай, джевалит, кубик циркония, шелби). Его цена невелика – менее 10$ за 1 карат (это 0,2 грамма). Но стоит отметить, что с увеличением каратов цена растет экспоненциально. Например, алмаз в 10 карат стоит в 100 раз дороже алмаза 1 карат.

Искусственные кристаллы ювелирных камней можно вырастить в домашних условиях. Большинство подобных экспериментов не нуждаются в специальной подготовке, вам не понадобится обустраивать химическую лабораторию и даже приобретать специальные реактивы.

Для приобретения опыта выращивания кристаллов начинайте с малого. Мы поделимся техникой выращивания красивых кристаллов из всего, что вы можете найти фактически на собственной кухне. Вам вообще не понадобится дополнительный инвентарь, ведь все необходимое точно стоит на полках. Так же рассмотрим технологию выращивания искусственных рубинов в домашних условиях!

Как вырастить кристаллы рубинов синтетически?

Выращивание кристаллов рубина может даже стать вариантом домашнего бизнеса. Ведь красивые синтетические камни уже сегодня пользуются большим спросом среди покупателей, поэтому в случае успешной реализации проекта могут принести вам неплохую прибыль. Синтетически выращенные камни используются ювелирами, а также имеют широкое применение в технике.

Кристаллы рубина можно выращивать по стандартной методике, подобрав правильные соли. Но это будет не столь эффективно, как в случае с солью или сахаром, при этом намного дольше по длительности является процесс роста. Да и качество будет сомнительное. Ведь натуральный рубин по шкале твердости Моосу уступает только Алмазу занимая почетное 9-е место. Естественно, если речь идет о бизнесе, в большинстве случаев используют другой способ, разработанный более 100 лет назад во Франции.

Вам потребуется специальный аппарат, имеющий название по имени изобретателя данного способа, т. е. аппарат Вернейля. С его помощью можно выращивать кристаллы рубина, размером до 20-30 карат всего за несколько часов.

Хотя технология остается примерно такой же. Соль двуокиси алюминия с примесью оксида хрома помещают в накопитель кислородно-водородной горелки. Расплавляем смесь, наблюдая, как фактически «на глазах» вырастает рубин.

В зависимости от состава выбранной вами соли вы можете регулировать цвет кристаллов, получая искусственные изумруды, топазы и абсолютно прозрачные камни.

Работа с аппаратом потребует от вас внимания и некоторого опыта, но зато в дальнейшем вы получите возможность выращивать кристаллы, которые завораживают своей красотой, прозрачностью и игрой цвета. В дальнейшем такие шедевры хорошо подаются огранке и шлифовке, соответственно, могут применяться по назначению.

Стоит отметить, что искусственно выращенные кристаллы не являются драгоценными камнями, поэтому, даже если вы решите заняться предпринимательской деятельностью по их выращиванию, это не потребует от вас дополнительного лицензирования.

Конструкция аппарата несложна, ее легко можно сделать самостоятельно. Но на просторах Интернета уже достаточно умельцев, предлагающих чертежи оригинальной установки, а также ее усовершенствованные варианты.

Набор для выращивания кристаллов рубина в домашних условиях

Сам принцип технологии производства рубинов достаточно прост и схематически изображен ниже на рисунке:

Понимая принцип действия, любое устройство уже не кажется таким сложным. Один из образцов чертежей аппарата Вернейля:

По данной технологии можно так же выращивать и другие дорогие искусственные камни, такие как «Голубой Топаз» и т.п.

Выращивание кристаллов из соли в домашних условиях

Самый простой и доступный эксперимент, который вы можете провести – создать красивые солевые кристаллы. Для этого вам понадобится несколько предметов:

  1. Обычная каменная соль.
  2. Вода. Важно, чтобы сама вода содержала как можно меньше собственных солей, а лучше дистиллированная.
  3. Емкость, в которой будет проводиться опыт (сгодится любая банка, стакан, кастрюля).

Наливаем в емкость теплую воду (ее температура составляет около 50°С). Добавляем в воду кухонную соль и размешиваем. После растворения добавляем снова. Повторяем процедуру до тех пор, пока соль не перестанет растворяться, оседая на дно сосуда. Это говорит о том, что солевой раствор стал насыщенным, что нам и было нужно. Важно, чтобы во время приготовления раствора его температура оставалась постоянной, не остывала, так мы сможем создать более насыщенный раствор.

Насыщенный раствор переливаем в чистую банку, отделяя от осадка. Выбираем отдельный кристалл соли, а потом помещаем его в емкость (можно подвесить на нитке). Эксперимент выполнен. Через несколько дней вы сможете увидеть, как увеличился в размерах ваш кристалл.

Выращивание кристаллов из сахара в домашних условиях

Технология получения сахарных кристалликов аналогична предыдущему способу. Можно опустить ватный жгут в раствор, тогда сахарные кристаллы будут нарастать на нем. Если процесс роста кристаллов стал медленнее, значит уменьшилась концентрация сахара в растворе. Добавьте в него снова сахарного песка, тогда процесс возобновится.

На заметку: если добавить в раствор пищевого красителя, то и кристаллы станут разноцветными.

Можно выращивать сахарные кристаллики на палочках. Для этого вам потребуется:

  • уже готовый сахарный сироп, приготовленный аналогично солевому насыщенному раствору;
  • деревянные палочки;
  • немного сахарного песка;
  • пищевые красители (если хотите разноцветных леденцов).

Все происходит очень просто. Деревянную палочку обмакиваете в сиропе и обваливаете в сахарном песке. Чем больше крупинок прилипнет, тем красивее получится результат. Дайте палочкам, как следует высохнуть, а затем переходите попросту ко второй фазе.

Насыщенный горячий сахарный сироп выливаем в стакан, туда же помещаем заготовленную палочку. Если вы готовите разноцветные кристаллы, то в горячий готовый сироп добавьте пищевой краситель.

Следите, чтобы палочка не касалась стенок и дна, иначе результат будет некрасивым. Можно зафиксировать палочку с помощью листа бумаги, надев его сверху. Бумага послужит еще и крышкой для емкости, которая не позволит никаким посторонним частицам попасть в ваш раствор.

Примерно через неделю вы получите прекрасные сахарные леденцы на палочках. Ими можно украсить любое чаепитие, приведя в полный восторг не только детей, но и взрослых!

Выращивание кристаллов из медного купороса в домашних условиях

Кристаллы из медного купороса получаются интересной формы, при этом имеют насыщенный синий цвет. Стоит помнить, что медный купорос является химически активным соединением, поэтому кристаллы из него не следует пробовать на вкус, а при работе с материалом нужно проявлять осторожность. По этой же причине в данном случае подойдет только дистиллированная вода. Важно, чтобы она была химически нейтральной. Будьте внимательны и осторожны при обращении с медным купоросом.

При этом выращивание кристаллов из купороса происходит фактически по той же схеме, что и предыдущие случаи.

Помещая основной кристалл для выращивания в раствор, нужно проследить, чтобы он не соприкасался со стенками посуды. И не забывайте следить за насыщенностью раствора.

Если вы поместили свой кристалл на дне посудины, то стоит смотреть, чтобы он не касался других кристалликов. В этом случае произойдет их срастание, а вместо одного красивого крупного образца у вас получится масса невнятной формы.

Полезный совет! Вы можете самостоятельно регулировать размер граней своего кристалла. Если вы хотите, чтобы некоторые из них росли медленнее, их можно смазать вазелином или жиром. А для сохранности небесно-синего красавца можно обработать грани прозрачным лаком.

Читать еще:  Какие цветы можно выращивать дома на подоконнике?

Интересные факты о драгоценных камнях!

Существует 3 весовые категории бриллиантов:

  1. Мелкий. Масса 0,29 карата
  2. Средний. Масса от 0,3 до 0,99 карата
  3. Крупный. Бриллианты весом более 1 карата.

К популярным аукционам допускают камни массой от 6 карат. Камням с массой более 25 карат присваивают собственные имена. Например: «Винстон» бриллиант (62,05 карат) или «Де Бирс» (234,5 карат) и др.

Вся правда о синтетических камнях

Синтетические камни подарят красоту натуральных драгоценностей по значительно меньшей цене.

Понятие о синтетических камнях среди обычных россиян вряд ли соответствует действительности. При словосочетании «синтетические камни» большинство представляют себе стеклянные безделушки, цена которых весьма невелика, а ценность – и того меньше. Однако подобные стереотипы не имеют никакой почвы под собой.

Синтетические камни являются стопроцентным аналогом натуральных драгоценных или полудрагоценных камней, хотя и созданным искусственно. При этом основные характеристики – от параметров прочности до оттенков цвета и структуры кристаллов, в большей части совпадают с природными аналогами. Стоимость синтетических камней, естественно, гораздо ниже оригиналов, созданых самой природой, однако и они имеют некоторую ценность.

То, что часто ошибочно считают синтетическими камнями, на самом деле является искусственными подделками. Это полная имитация драгоценностей или поделочных камней, выполненная из дешевых материалов — обычного стекла или пластмассы. Такие «стекляшки» действительно стоят копейки, хотя порой их пытаются выдать за подлинные драгоценности. Синтетические камни в отличие от них сохраняют вид, свойственный природным кристаллам, благодаря идентичной структуре.

Изготавливать драгоценные камни человечество пыталось с древнейших времен. Первоначально все сводилось лишь к подделке из цветного стекла, в лучшем случае — горного хрусталя. В Средние века попытки изготовить драгоценные камни с помощью науки пытались алхимики. Но лишь в 1892 году французский химик М. А. Вернейль совершил прорыв в синтезировании камней, «вырастив» кристаллы рубина в лабораторных условиях. Ему удалось искусственно создать рубин в 10 карат. Позже он и другие ученые сумели синтезировать различные виды камней – изумруд, сапфир, алмаз и т.д. Однако именно открытие Вернейля стало основой для промышленного выращивания кристаллов. С этих пор кристаллы стали использоваться не только в ювелирном деле, но и в часовых механизмах, радиотехнике и др.

На данный момент в геммологии различают два типа синтетических камней. К первой группе относятся те, которые созданы по подобию природным материалов – рубин, изумруд, опал и многие другие. Ко второй группе причисляют новые виды кристаллов, не имеющих аналогов в природе — фабулит, иттрий-алюминиевый гранат, фианит.

Современная геммология используется несколько методов получения синтетических камней. Наиболее часто камни выращивают при помощи метода Вернейля, а также метода Чохральского. Вдаваться в подробности процесса стоит лишь специалистам, однако можно запомнить, что процесс «изготовления» синтетических камней происходит при определенных условиях температуры, давления и взаимодействия различных химических веществ. При этом один синтетический камень может служить имитацией нескольких видов драгоценных природных материалов. Так, синтетический корунд, один из наиболее распространенных синтетических камней, может превратиться как в синий сапфир, так и в красный рубин – в зависимости от добавления того или иного оксида металла в процессе создания.

Особый метод, кардинально отличающийся от остальных, имеет искусственный жемчуг. Его, как и натуральный, «изготавливает» сам моллюск, но при помощи человека. Ученые искусственно вживляют небольшой шарик в раковину моллюска, после чего тот начинает окутывать ее радужными слоями. На изготовление жемчужины обычного диаметра потребуется 5-7 лет. Этот метод практически не претерпел изменений за века – таким методом жемчуг синтезируют в Китае и Японии с XIX века.

Главное отличие всех синтетических камней – практически полное отсутствие включений и изъянов. Любой драгоценный камень создается в природе в индивидуальных, неповторимых условиях – почвы, температуры и т.д. Именно это делает его единственным в своем роде и поэтому ценным. Натуральные камни в результате действий определенного набора условий получают индивидуальную окраску, мелкие изъяны и трещинки, прожилки и посторонние включения. Синтетические камни созданы по единой схеме в жестких лабораторных условиях, что практически исключает какие-либо особенности их структуры.

Тем не менее, отличительными признаками искусственных камней иногда служат мелкие дефекты производства – нерасплавленность исходного сырья, наличие пузырьков воздуха, попавших в каменный плен. Также встречаются порой и мутные участки кристаллов. По этим признакам ювелир может без труда определить, натуральный перед ним камень или синтезированный в лаборатории.

Каждый синтетический камень имеет свои особенности «рождения» и индивидуального создателя. И популярность синтетических камней отражает спрос на их природные аналоги. Наибольшей популярностью пользуются синтетические изумруды, алмазы, гранаты и рубины, опалы, сапфиры, бирюза и жемчуг.

Первое время после изобретения промышленного метода синтезирования камней ювелиры находились в недоумении. Внезапно драгоценные камни, всегда считавшиеся штучными и редкими экземплярами, стали массово распространены. Само понятие «драгоценности» стало преломляться в сознании, ведь изначально драгоценные камни являли собой единичные уникальные кристаллы, созданные природой. Однако через некоторое время рынок вновь пришел в прежнее состояние – и синтетические камни стали лишь альтернативой природным драгоценностям, не потерявшим своей значимости в ювелирном деле.

Как правило, стоимость синтетических камней по сравнению с их природными аналогами значительно меньше. Например, стоимость синтетического изумруда может быть ниже природного аналога в 2-3 раза , а цены на другие синтетические камни отличаются от их оригиналов и в 10 и в 100 раз. Но конкретная цена зависит от качества имитации, размера камня и его огранки.

Исключение среди синтетических камней составляет, пожалуй, только синтетический алмаз. Уникальная структура его кристаллов очень сложна для воспроизведения в лабораторных условиях, поэтому цены на синтетические алмазы порой вполне сравнимы с ценами на алмазы Индии, Африки и других районов добычи.

Синтетические камни – это не замена, а лишь альтернатива природным драгоценностям. Для обычного человека, покупающего кольцо с бриллиантом в магазине, вряд ли имеет особое значение, создан ли камень самой природой или руками человека. Если он идентичен по свойствам и характеристикам и обладает в полной мере красотой природного аналога, синтетический камень вполне достоин стать предметом восхищения окружающих. Ведь в какой-то мере даже он – творение природы и химических процессов, которые лишь контролируются со стороны взглядом лаборанта. Некоторые искусственно созданные драгоценности считаются мировыми образцами ювелирного искусства, занимая достойное место среди экспонатов коллекционеров.

Единственный и главный недостаток синтетических камней (который в то же время и главный их плюс) — массовость производства и идентичность, относительно дешевая стоимость. Именно это зачастую «убивает» в нас чувство, вызываемое натуральными драгоценными кристаллами – их бесценность и ощущение таинства природы, которая создавала уникальный и удивительно красивый кристалл в течение сотен тысяч лет.

Гидротермальный драгоценный камень: аналог или подделка?

Лабораторный камень нередко путают с подделкой из стекла и пластмассы. Но это в корне неверно: гидротермальный камень является полноценным аналогом. Выращенный в лаборатории, он демонстрирует все свойства природного минерала: цвет, блеск, структуру, твердость, прозрачность. И если искусственный камень является лишь имитацией драгоценного, то синтезированный аналог — полным повторением, хоть и менее ценным и более дешевым.

Кстати, подобные выводы справедливы для всех лабораторных драгоценных камней. Например, здесь мы поделились интересными фактами и мифами о выращенных специалистами алмазах.

Основой для гидротермального минерала всегда выступает натуральное сырье. Например, в производстве синтезированного изумруда используются маленькие кусочки природного берилла. Затравку помещают в раствор вместе с другими составляющими: оксидами алюминия и бериллия, кремнеземом и хромом, и затем отправляют в автоклав, где процесс развития кристалла происходит под воздействием высокого давления (700−1400 атмосфер) и температуры (до 1000 °C).

Химические свойства гидротермальных камней и природных идентичны, визуально они также очень схожи. Разницу можно заметить только при тщательном исследовании под большим увеличением.

Отличия гидротермальных камней от натуральных

Гидротермальные камни часто превосходят природные по качеству: они более яркие и чистые. Кроме того, залежи некоторых драгоценных камней очень ограничены, и оттого стоимость минерала порой оказывается заоблачной.

Более дешевые и при этом высококачественные гидротермальные камни сегодня все чаще используются в ювелирных изделиях демократичной ценовой категории, в то время, как украшения с природными минералами может позволить себе далеко не каждый.

Какие камни чаще всего выращивают гидротермальным способом

Гидротермальные корунды (сапфиры и рубины) широко представлены на ювелирном рынке. Натуральный рубин без дефектов в природе встречается крайне редко. Синтезированные же минералы — ровные, чистые, без внутренних трещин, насыщенные, лишь с микроскопическими включениями пузырьков воздуха. Внешне же камень выглядит безупречным.

Тоже самое касается и гидротермальных изумрудов. При изучении с помощью микроскопа в них можно найти визуальные отличия от природного минерала: коричневатые примеси из-за присутствия оксида железа и включения в виде крошечных пузырьков и трубочек.

Природный изумруд, конечно, и сам по себе зачастую имеет несовершенную внутреннюю структуру, включения слюды и пирита. Но и с такими дефектами натуральный камень стоит гораздо дороже лабораторного аналога.

Широко распространено производство гидротермального горного хрусталя. Лабораторный бесцветный кварц также имеет полное совпадение со своим природным собратом как визуально, так и в строении. Современные технологии позволяют выращивать достаточно крупные кристаллы кварца, которые при этом сохраняют свой цвет и прозрачность, что довольно редко встречается в природных условиях.

В лабораториях выращивают и другие разновидности кварца: цитрины, аметисты, аметрины.

На развитие драгоценного камня в природе условиях уходят миллионы лет, а в искусственно воссозданных условиях достаточно крупный кристалл можно вырастить за несколько недель. И благодаря стремительному развитию науки, сегодня мы имеем возможность приобрести изумруд, сапфир или рубин абсолютно идентичный натуральному по химическому составу и не уступающий по красоте, за существенно меньшие деньги.

Кстати, в Германии гидротермальные изумруды уважительно называют «культурными». Сложно не заметить определенное сходство с культивированным жемчугом, в развитии которого человек также принимает непосредственное участие: многие из сортов этого драгоценного камня выращиваются на специальных фермах.

Какие камни не бывают гидротермальными?

К сожалению, далеко не любой камень получается вырастить в лабораторных условиях. Так, опалы к украшениях демократичной ценовой категории — всегда синтетическая имитация. Однако, даже если вы покупаете камень за большие деньги, важно быть уверенным в его натуральности. Для этого существует несколько способов проверки опала.

Несколько сложнее дело обстоит с алмазами. Какие только способы и материалы не используются в ювелирной индустрии, чтобы повторить или превзойти красоту этого камня. Наиболее известными и совершенно легальными имитациями являются муассанит (который даже превосходит бриллиант по внутреннему «огню») и фианит. В среднем муассанит ощутимо дороже фианита, однако и второй (если это очень качественный камень) нередко используется в достаточно дорогих украшениях известных брендов.

Если же после покупки украшения, у вас возникли сомнения в его качестве или вы заподозрили подлог, вам полезно будет узнать о том, как и в каких случаях возможен возврат ювелирных изделий. Поскольку процедура имеет свои особенности и ограничения.

Подписывайтесь на Jewellery Mag в Google Новости и Telegram-каналe, чтобы первыми узнавать о новых публикациях. Самые интересные статьи за месяц ждут вас в нашей регулярной рассылке.

Камни из пробирки. Cинтетические минералы в ювелирных украшениях

Начиная техникой и заканчивая продуктами питания, жизнь современного человека полна вещей, созданных им самим. Это не обязательно что-то плохое, и всё же слова “натуральный”, “природный” или “экологичный” могут стать решающими в покупке.

Насколько это оправдано в ювелирном искусстве? Попробуем разобраться!

Игра в имитацию

Начнем с четкого разделения понятий “имитация” и “синтетический камень”. Синтетические камни — те, что по внешнему виду, химическому составу и физическим свойствам соответствуют природным аналогам. Главное их отличие — лабораторное происхождение. Процесс их создания повторяет рост минералов в природных условиях — отсюда и выражение “искусственно выращенные”

Имитация повторяет только внешний вид камня, но не его состав и свойства. Зачастую для этого используют пластик или стекло. Такие вставки особенно часто используются для создания бижутерных украшений, но их можно встретить и в серебре. Как отличить имитацию от настоящих камней, можно узнать в других наших статьях.

Камни из пробирки. История изобретения способов выращивания драгоценных камней

В эпоху Возрождения алхимиков интересовало воссоздание дорогих материалов из более дешевых. Так они начали уделять особое внимание практической металлургии, горному делу и медицине. Многим известен легендарный “Философский камень” — некий реактив, при помощи которого металлы превращались в золото, а также создавался эликсир жизни.

И хотя алхимия так и не стала серьезной наукой, она всё же дала толчок к развитию современной химии и физики.

Уже в конце 19 века научные достижения позволили создать синтетические минералы. Они не только не отличались от природных, но и превосходили их по некоторым параметрам.

Синтетические рубины появились в Париже ещё в 1885 году. Они покорили покупателем разнообразием и ценой. Но так было только поначалу. Популярность синтетических рубинов подстегнула производителей поднять стоимость — всего за год она возросла вдвое. Впрочем, это не остановило поклонников драгоценного камня и вскоре искусственно выращенные рубины исчезли с прилавков магазинов.

Читать еще:  Как выращивать черешню в домашних условиях?

Переворот в этой области совершил французский химик Огюст Вернейль. В 1892 году он разработал способ выращивания монокристаллов для создания искусственных драгоценных камней. Его назвали “Метод Вернейля”.

Об успехах ученый рассказал всему миру в 1902 году, а спустя пять лет его лаборатория превратилась в промышленное производство, выпустившее тонну рубинов в 30 печах.

В промышленности с помощью “Метода Вернейля” синтезировали рубины, а позже и сапфиры, шпинели, александритоподобные рубины и другие камни.

Основные способы выращивания драгоценных камней: метод Вернейля, способ Чохральского, гидротермальный способ

Метод Вернейля стал первым промышленным способом выращивания драгоценных камней. Он заключается в следующем: к горелке с направленным вниз соплом через внешнюю трубу подводится водород, а через внутреннюю — кислород. К кислороду добавляется измельченный порошок окиси алюминия, нагревается и расплавляется под огнем гремучего газа. Под соплом располагается стержень запеченного корунда — кристаллоносца. На него стекается расплавленная окись алюминия, образуя шарик расплава.

Такой способ был распространен только в Европе. Его использовали “Sodem Djevahirdjian” в Швеции, “Baikowski” и “Rubis Synthdes” во Франции и “Weiders Carbidwerk” в ФРГ. С 1940-го года этот способ начал использоваться и в США, когда компания “Линде” наладила промышленный выпуск корундов.

Второй распространенный метод — способ Чохральского. Расплав вещества для кристаллизации камней помещают в огнеупорный тигель и нагревают на высокочастотном индукторе. В расплав на вытяжном валу опускают материал будущего кристалла и наращивают до нужной толщины. Затем вал вращают для равномерного распределения примесей и выравнивания температуры

Этот способ предполагает выпуск синтетических корундов любой формы, поэтому они нередко используется в технике.

Эффективен и гидротермальный способ выращивания камней. Процесс осуществляется в автоклавах, заполненных раствором нужного минерала. В нижней части механизма температура более высокая, поэтому, когда насыщенный раствор поднимается вверх и попадает в условия пониженной температуры, он осаждается.

Гидротермальный способ позволяет получить ювелирные камни весьма высокого качества. Именно им американская компания “Чатэм” изготавливает рубины размером до 60 мм.

И хотя метод Вернейля считается классическим, сейчас используются и совершенствуются все три способа.

Дело рук человека

Так как корунды состоят преимущественно из оксида алюминия, окрас регулируется малыми примесями других оксидов металлов. Так, для получения рубина используется окись хрома, сапфира — окись железа и титана, корунда с александритовым эффектом — соли ванадия.

Все эти камни — аналоги природным. Но отдельно хочется рассказать о том, что является полностью делом рук человека

Например, о фианите. По своим показателям преломления этот камень близок к алмазу. На свету кристаллы фианита дают яркую дисперсию, в которой можно рассмотреть все цвета радуги. С помощью примесей можно получить различные цвета фианита: красный, розовый, оранжевый, голубой, белый, но не изумрудный.

Камень назван в честь Физического института Академии Наук СССР (ФИАН), где он был впервые синтезирован в 1970-1972-х годах. Но это имя знакомо только на территории бывшего СССР и Восточной Европы. В других странах его больше знают как “цирконий” — Cubic zirconia.

Интересный факт — у фианита всё же есть природный аналог — тажеранит. Но открыт он был позже, чем синтезирован фианит.

Почему синтетические камни лучше природных

Камни, созданные природой — произведение искусства, вызывающие восхищение. Но, как и произведения искусства, они не вечны. Месторождения натуральных камней стремительно исчерпываются. Для создания камня в лаборатории может понадобится около 2 часов, а в природных условиях куда дольше.

Вдохновившись природой, человеку удалось создать не просто нечто похожее, а полноценный прототип, который по ряду качеств превосходит свой природный аналог. Ювелирные камни выращивают в идеальных лабораторных условиях, а потому результат — материал высокого качества. Чистота, насыщенность цвета, оптические свойства — всё это регулируется и дает свободу для фантазии ювелиров.

Синтетические камни и более износостойки. Они не реагируют на жирную среду и более устойчивы к выцветанию.

Неоспоримым плюсом остается и стоимость изделия. Украшения с рубинами, изумрудами и сапфирами теперь могут себе позволить куда больше людей, чем в конце 19 века. Красота и доступность — вот что такое возможность создавать ювелирные камни.

Что же остается натуральным камням? Они всё так же используются в ювелирном искусстве, но гораздо реже. Это роскошь, многим недоступная для ювелирного гардероба. А ведь красота синтетического камня не уступает природному! Параллель с произведением искусства снова здесь применима — натуральные камни и роскошные украшения с ними скорее объект любования, а не использования.

Синтетические драгоценные камни – искусственное совершенство

Понятие о синтетических драгоценных камнях на сегодняшний день вряд ли соответствует действительности. При употреблении этого словосочетания, большинство людей представляют себе маленькие безделушки из стекла, цена на которые невелика, а их ценность – еще меньше. Однако такие стереотипы не имеют под собой никакой почвы. В наши дни синтетические кристаллы дарят красоту и блеск драгоценностей по значительно меньшим ценам.

История создания

Еще в древние века многие мастера пытались воспроизвести драгоценные камни, применяя при этом различные технологии. Около 3 тыс. лет до нашей эры в Древнем Египте начали изготавливать разноцветное стекло, которое имитировало драгоценности и использовалось для создания украшения.

Распространены имитации из стекла были и в Римской Империи. Историк Плиний Старший писал о том, как массово в то время подделывались рубины. Опытные ювелиры распознавали украшения из таких рубинов по их тяжести, светящимся пузырькам и внутренним пленкам. Но вот простой народ отличить настоящий камень от стеклянной подделки не мог, а потому массово скупал искусственные украшения.

В одном из своих трудов Плиний Старший описал трехслойный сардоникс, часто называемый триплетом. Изготавливали его одним нехитрым способом: склеивали камень из красного, черного и белого поделочного материала. Чуть позже, в том же Древнем Риме, начали использовать дуплеты, которые состояли из двух абсолютно разных камней. Сверху находился драгоценный минерал, а вот снизу – менее дорогой материал, например горный хрусталь, стекло или кварц.

В Средневековье алхимики не теряли надежду воспроизвести дешевый вариант. Ученые активно изучали свойства минералов, прибегали к различным химическим процессам и даже к «черной» магии. Но все попытки так и не увенчались успехом.

Переломным, в плане изготовления синтетических ювелирных камней, стал 1758 год, когда известный химик из Австрии Иозеф Штрасс разработал метод изготовления нового стеклянного сплава.

Данный материал состоял из оксидов железа, алюминия, кремния, а также из извести и соды. Камень был бесцветным, он хорошо шлифовался и гранился, а после огранки начинал напоминать бриллиант. Такой искусственный камень в то время назвали стразом. Теперь это слово стало нарицательным и означает блестящие и дешевые камни.

Почти через 100 лет (в 1852 году) химик из Франции М. А. Вернейль нашел способ получения искусственного рубина. Ученому удалось вырастить огромный кристалл в 10 карат, что в то время стало настоящим прорывом в ювелирном деле. В последствии такой метод начали использовать и для выращивания синтетических алмазов, корундов, шпинели и т.д. А еще через несколько лет на основе способа Вернейля начинают добывать синтетические аналоги природных изумрудов, кварцев и сапфиров. С тех пор искусственные кристаллы используют не только в ювелирной сфере, но и в часовом производстве, выпуске радиотехники и т.д.

Современный взгляд

Сегодня синтетические камни представляют собой искусственные кристаллы, полученные новейшими методами. В современной геммологи (науке о выращивании драгоценных камней) различают два вида синтетических минералов. К первой группе относят все те камни, которые создаются по подобию природных материалов – изумруд, рубин, опал, и многие другие. Вторую группу составляют новые виды кристаллов, которые не имеют аналогов в природе. Сюда относятся фабуфианит, фиантит, иттрий-алюминиевый гранат и другие.

Наиболее часто кристаллы изготовляют при помощи метода Вернейля, или же метода Чохральского. Углубляться в подробности и детали такого процесса стоит лишь специалистам ювелирного дела. Однако ознакомим с некоторыми важными условиями, которые необходимы для выращивания искусственных камней. Процесс «изготовления» таких минералов проходит при определенных температурных условиях, при определенном давлении и в результате взаимодействия необходимых химических веществ.

Весь секрет в том, что один синтетический кристалл может стать имитацией для нескольких природных драгоценных материалов. Искусственный корунид, например, может превратиться как в красный рубин, так и в синий сапфир. Все зависит от вида добавленного оксида металла в процессе создания кристаллов.

Необычный метод создания, который кардинально отличается от всех остальных, имеет синтетический жемчуг. Его, также как и натуральный, изготавливает моллюск. Но в данном случае требуется помощь человека. Современные ученые искусственно вживляют маленький шарик в раковину моллюска, а тот, в свою очередь, начинает окутывать чужеродный предмет радужными слоями перламутра. На выращивание жемчужины стандартного диаметра требуется 5-7 лет. Стоит отметить, что такой способ добычи синтетического ювелирного камня уже несколько столетий не терпит изменений – таким методом жемчуг «растят» в Японии и Китае еще с начала XIX века.

Отличительные характеристики искусственных камней

Каждый синтетический кристалл имеет свои особенности выращивания и своего создателя. В наши дни популярность искусственных камней во многом отражает спрос на их природные аналоги. Наиболее востребованными и покупаемыми являются синтетические изумруды, рубины, гранаты, алмазы, сапфиры, опалы, бирюза и жемчуг.

После изобретения промышленного способа синтезирования камней ювелирные мастера долгое время были в недоумении. Внезапно кристаллы, ранее считавшейся редкостью, начали массово изготавливаться и продаваться. Под сомнение было поставлено само понятие «драгоценности», ведь изначально камни считались уникальными и редкими. Но со временем ювелирный рынок вернулся в привычное для себя русло. Синтетические кристаллы стали лишь альтернативой природным минералам, а те вновь обрели свою значимость в ювелирном деле.

Главным отличием всех синтетических ювелирных камней можно считать полное отсутствие изъянов и включений. Если натуральные камни получают индивидуальную окраску, прожилки и посторонние включения, мелкие трещинки в результате воздействия определенного набора условий, то с искусственными кристаллами все по-другому. Они создаются в жестких лабораторных условиях по единой схеме, а это исключает любые особенности в их структуре.

Еще одна отличительная характеристика лабораторных кристаллов – их стоимость. Купить синтетические камни можно, примерно, в 5-10 раз дешевле их природных аналогов. Хотя, конечно, стоимость зависит от каждого конкретного кристалла, его огранки и мастерства ювелира. Так, цена искусственного изумруда ниже натурального камня в 2-3 раза, а вот синтетический рубин будет стоить в 10 раз меньше, нежели природный минерал. Исключением можно считать только искусственный алмаз. Его уникальная структура очень сложна для лабораторного производства, поэтому стоимость синтетических алмазов часто совпадает с ценами на натуральные экземпляры камня.

Создание и особенности искусственных сапфиров

Невероятно красивым драгоценным сапфиром восхищались еще в древние времена. Камень является разновидностью корунда, зачастую имеет васильковый цвет. Существуют и другие цвета кристалла, но они считаются полудрагоценными. Природный камень очень дорогой и редкий, поэтому ювелиры нашли способ вырастить искусственный сапфир. Его используют для изготовления украшений, а также на производстве.

Как выращивают сапфир?

Впервые выращивать сапфиры начали в XIX столетии.

Искусственно выращенные сапфиры делают в лабораториях за месяц. Существует несколько способов их создания:

  • Варка. Для этого берут оксид алюминия — это белый порошок, добавляют примеси, нагревают до нужной температуры. Здесь очень важно соблюдать пропорции порошка, так как более вязкий материал обеспечивает качество продукта.
  • Самым востребованным способом изготовления сапфира является гидротермальный. Он заключается в обработке затравочных пластинок под давлением. Для этого используется температура 300-5000°С. Этот метод сложный, но он дает возможность улучшить цвет, прозрачность, прочность наносапфира. Кроме того, гидротермальный способ требует больших материальных затрат, поэтому стоимость искусственно выращенных сапфиров будет не намного ниже, чем натуральных. Кристаллы применяют для производства ювелирных украшений, часов и полупроводников.

Изначально сапфиры получаются бесцветные. Для того чтобы добавить цвет камню, его пропитывают красителями. Поскольку такую пропитку легко смыть, применяют диффузионную обработку под высокой температурой. Для того чтобы сделать цвет более насыщенным, добавляют примеси железа и титана. Для получения желтого цвета применяют обработку с бериллием. Диффузионная обработка позволяет поменять цвет ранее окрашенному камня.

Искусственные сапфиры схожи с природными камнями физическим, химическим, оптическим составом. Структура кристаллов тоже не отличается. Коме того, выращенные камни не имеют дефектов, включений. Их цвет более глубокий, насыщенный, ровный.

Часто стекляшки при продаже выдают за синтетический сапфир, хотя ничего общего между ними нет. Камень с синтетическими вставками дешевый, его цвет можно смыть простым ацетоном, микротрещины заполняют синтетическими наполнителями, смолами. Сертификатов на такие подделки нет. Визуально на сапфиры похожи фианиты и ситаллы. Искусственно выращенные камни — это ведь не окрашенное стекло, а чудо, произведенное рукотворно; они идентичны натуральным, поэтому будьте осторожны при покупке.

Как отличить?

Искусственно выращенный сапфир очень сложно отличить от натурального камня.

Но все же есть несколько способов, которые помогут это сделать:

  • Цвет природного сапфира тусклый, имеет дефекты, подделка же идеальна, цвет отличается блеском, прозрачностью, чистотой.
  • В нанокристаллах видны пупырышки, которые можно рассмотреть с помощью лупы.
  • Природный сапфир тверже.
  • У рукотворных образцов нет микротрещин.
  • У натуральных камней наблюдаются включения, они могут быть в виде перьев, жидкостные. Особенно заметны включения у кристаллов, добытых в Цейлоне и Таиланде. Подделка таких включений не имеет.
  • Проверить подлинность можно с помощью прибора рефрактометра, который измеряет преломление света.
  • Для проверки подлинности также применяется иммерсионная жидкость. Емкость с жидкостью и сапфиром ставят на белый лист и исследуют полосы, зональность, включения камня.
Читать еще:  Как выращивать альстромерию из семян в домашних условиях?

С чем носить сапфир?

Искусственный кристалл в украшениях прекрасен: его блеск, сияние, яркость подчеркнёт красоту, привлекательность его обладательницы, дополнит ее образ, создаст магию и таинственность вокруг нее. Сапфиры шикарно смотрятся в серебре зимой и в золотой оправе летом. Серьги-гвоздики подойдут к любому наряду, серьги с крупными камнями надевайте для торжества, на вечеринки. Они будут хорошо смотреться в комплекте с кольцом, браслетом, колье с таким же камнем.

Кольцо с сапфиром носите на указательном пальце — оно не только украсит руку, но и защитит от сглаза, несчастья, придаст силу и энергию, мудрость.

Девушкам подойдут небольшие украшения, которые подчеркнут их утонченность, красоту, изящность. Женщинам рекомендуется надевать изделия с крупными камнями, что придаст им шарм, привлекательность, магнетизм, роскошь.

Поскольку по составу и структуре камни мало отличаются, хранить сапфир, выращенный искусственно, нужно также бережно в отдельной коробочке. Берегите от солнечных лучей, химии, ударов. Своевременно очищайте. Снимайте во время уборки, мытья посуды, занятий спортом, похода в сауну, бассейн.

Искусственно выращенные сапфиры так же прекрасны, как и природные. Они обладают теми же свойствами и характеристиками, но более доступны по цене. Вы можете сделать прекрасный подарок родственниками или друзьям в виде украшения с наносапфиром, порадовать себя. Камень заворожит вас игрой цвета, блеском, красотой, подарит хорошее настроение, уверенность в своих силах, защитит от беды и негатива.

Изумрудный Новосибирск: ученые выращивают драгоценные камни в лабораториях

Не каждый день держишь в руках рубин размером с хороший стейк. Олег Холдеев посмеивается – за тридцать лет производства драгоценных камней и не такое видел.

Глаза разбегаются. Рубины от девчачьи-розового до мрачно-кровавого, сапфировая радуга – от бледно-желтого до темно-синего. Именно цвет определяет стоимость драгоценного камня.

Повторить цвет, созданный природой, в лаборатории не смог никто, кроме новосибирцев. «Первые в мире», «единственные» – то и дело звучат эти прилагательные. У компании в России нет конкурентов по сапфирам, рубинам, александритам, аквамаринам. Новосибирцы – крупнейшие в мире производители изумрудов! С этих зеленых кристаллов все и началось.

Оксана Тарасенко, корреспондент: «В 1970-х годах прошлого века новосибирским геологам поступил госзаказ: необходимо разработать материал для военной оптики и лазеров. Кристаллы изумруда и александрита подходили для этого, но были недостаточно чистыми. Так в Институте геологии начали выращивать идеальные драгоценные камни».

Оптический спектр изумруда обещал лазеры и электронику с новыми свойствами. Но, пока ученые научились выращивать совершенные изумруды, идентичные природным, «русским», на рынке появились иные, более мощные источники излучения. Зато «выстрелило» побочное – ювелирное – направление. Кристаллы начали скупать советские министерства – «Союзювелир» и Министерство внешней торговли СССР. После перестройки ученые открыли совместное тайландско-российское предприятие. «Би-Би-Си», телеканалы Франции и Германии рассказывали про уникальное производство драгоценных камней в сибирском научном городке – камней, которые независимая экспертиза не смогла отличить от природных.

Олег Холдеев, директор компании-производителя драгоценных камней: «Это абсолютно такие же камни, с такими же свойствами. Если вы возьмете шубу из специально выращенной норки и шубу из норки, пойманной в природе, – искусственно выращенная будет лучше по качеству. То же самое и у нас – наши камни будут лучше по качеству, будут иметь меньше дефектов, чем найденные в природе».

Вот оно – крупнейшее в мире месторождение гидротермальных изумрудов. Рядами – сотня специальных печей. Кристаллы в них растут по тем же принципам, что и в недрах земли. Из того же материала.

Не верится, но факт: эти невзрачные камни в ведерках – шихта, исходный материал для изумрудов. Берилл очищают, измельчают и засыпают на дно стальных сосудов-автоклавов, добавляют нужные элементы и заливают водой. По тем же принципам дети дома выращивают кристаллы соли в крутом растворе. Просто для драгоценного камня нужны экстремальные условия – температура 600 градусов и давление в полторы тысячи атмосфер. Только так минерал растворяется, реагирует с нужными элементами, и через три месяца из этой смеси рождается кристалл.

Гидротермальная технология известна с прошлого века. Драгоценные кристаллы выращивают не только в Новосибирске, но только здесь сумели воссоздать самый дорогой колумбийский изумруд.

Дмитрий Фурсенко, соавтор технологии выращивания колумбийского изумруда: «Дело в том, что такого типа изумруды растут другого цвета, не такого как у нас. Это ноу-хау и никому почему-то это не дается».

Скромничает. Дмитрий Фурсенко на «колумбийский» оттенок камня потратил семь лет жизни. Экспериментировал в свободное от обычных «русских» изумрудов время.

Дмитрий Фурсенко, соавтор технологии выращивания колумбийского изумруда: «Цвет изумруда дают определенные элементы в определенных соотношениях. Более того, эти элементы должны входить только в определенных условиях, потому что один и тот же элемент, который войдет в других условиях, не даст такой окраски».

Речь об элементах-хромофорах – если в процессе рождения камня в структуру попал хром или ванадий, то камень превратится в изумруд, а если железо – станет аквамарином. Кстати, по такому же принципу из корунда – оксида алюминия – вырастет рубин или сапфир. Добавьте железо – будет желтый сапфир, а если титан – бледно-розовый. Смешайте железо и титан – сапфир родится синим. Никель в разных условиях даст все оттенки от желтого до голубого. Но если в оксид алюминия добавить хром – тогда и только тогда он станет рубином. Подробнее тут.

Многое зависит и от шихты. Берилл в Новосибирск везут тоннами из Бразилии, там – основные месторождения природных драгоценностей. Алтайские минералы, уральские – дают другой результат. А эксперименты могут стоить дорого. Почему?

Способность вновь и вновь отвечать на этот вопрос и позволяет удерживать лидерство. Коллеги по лаборатории уходили и открывали собственное производство, но новосибирцы не ревнуют. Знать одну технологию – мало. Условие выживания на рынке – постоянное развитие теории. Доктор наук Виктор Томас листает на мониторе публикации в престижнейшем Nature и других международных журналах.

Виктор Томас, соавтор технологий выращивания драгоценных камней, доктор геол.-мин. наук: «Нам просто это интересно. Мы разрабатываем все новые и новые технологии. Не только технологии. Например, разрабатывали технологию выращивания кристаллов аквамарина – появился ряд научных вопросов, с аквамарином не связанных. Мы начали копать в этом направлении – и, как оказалось, решили задачу, которая была сформулирована в XX веке нобелевским лауреатом Поллингом».

Новую задачу сформулировали себе сами: сделать то, что не удается никому – вырастить изумруд-гигант в пятьсот карат.

Виктор Томас, соавтор технологий выращивания драгоценных камней, доктор геол.-мин. наук: «Вы видите, у него скосы, вот здесь. Это материал, который не вырос. Потеря за счет скосов – 25%. Если вместо одной затравки взять три такой же – потери материала будут 40%, которые не выросли. Мы потратили реактивы, электроэнергию, время, автоклавы, – а выросло материала меньше. Мы задались задачей – а можно ли срастить несколько маленьких затравок, которые есть, – в одну большую, которой нет?»

Свою истинную красоту кристаллы впервые явят миру за тысячи километров отсюда – вся продукция идет на экспорт: Италия, Китай, Таиланд. Там огранка камней поставлена на поток и гораздо дешевле, чем в России. Но они вернутся – уже в украшениях от имени известных ювелирных корпораций. Официально – с пометкой на этикетке, – или неузнанные. По красоте, физическим и химическим свойствам рожденные в Академгородке камни абсолютно идентичны натуральным. И неудивительно, если туристы, купившие украшения на зарубежных ювелирных фабриках, приедут домой именно с новосибирскими изумрудами, рубинами или сапфирами.

Что такое искусственный бриллиант?

Натуральный бриллиант с момента применения в ювелирном деле считается атрибутом роскоши. Обладание этим драгоценным камнем требует значительных финансовых затрат. Однако, потратить меньше и получить драгоценный камень с блеском и игрой света идентичной натуральному кристаллу предлагают современные технологии. Это искусственный бриллиант.

Искусственный алмаз состоит из углерода, обладает такой же твердостью, плотностью, преломлением и расщеплением света, как и кристалл, добытый в недрах земли. Именно потребность в материале с такими исключительными качествами для применения в промышленности подтолкнуло научное сообщество на поиск методов создания алмаза в лаборатории.

Впервые идея выращивания искусственного кристалла возникла в 1797 году, когда было установлено, что природный алмаз полностью состоит из углерода. Однако, первый образец получилось создать только в 1926 году, и он требовал дальнейших доработок. Новые исследования продолжились в 1941 году компанией General Electrics, но снова были приостановлены из-за Второй мировой войны. Только в 1954 году шведские ученые нашли метод изготовления качественных искусственных алмазов. Но эти алмазы были очень мелкие и подходили только для промышленного использования. А с 1970 года выращенные в лаборатории алмазы стали представлять и ювелирную ценность.

Сегодня существует два основных метода выращивания искусственных алмазов: HPHT (High Pressure, High Temperature – в переводе «высокое давление, высокая температура») и CVD (Chemical Vapor Deposition — «химическое осаждение из газовой фазы»). С помощью этих методов в лаборатории имитируются условия природной среды, в которых углерод-графит становится алмазом. При выращивании алмазов по технологии HPHT применяется пресс с давлением 50-70 тыс. атм., электрический ток и нагревание до 1500 0 С. Процесс выращивания кристаллов алмаза длится 12-13 суток. При использовании метода CVD алмаз осаждается на подложку температурой 600-700 0 С из разогретого углеродного газа. В результате этого метода получается алмазная пластина толщиной 2-3 мм, которая растет со скоростью 0,1-100 мкм/ч. Метод HPHT более затратный и длительный, при этом алмазы вырастают размером до 5 карат. Метод CVD экономичный и быстрый, но алмазы ювелирной ценности получаются не больше 1 карата.

В лабораторных условиях кроме бесцветных бриллиантов получают и цветные камни: голубые, желтые, коричневые и розовые. Голубой цвет с оттенками от темно-синего до бело-голубого получается путем добавления бора. Желтый цвет с оттенками от ярко-оранжевого до бледно-желтого – благодаря примесям азота. Легче вырастить бриллиант желтого цвета. А получить бриллиант голубого цвета сложнее, чем создать абсолютно бесцветный экземпляр. Коричневый и розовый цвет получают путем искривления кристаллической решетки.

Выращенные в лаборатории алмазы лучше поддаются огранке. Они более прочные из-за отсутствия в них трещин и дефектов. Качественный искусственный бриллиант – идеален. Это основное отличие от природного бриллианта. Каждый следующий синтезированный бриллиант будет похож на предыдущий, в нем не будет никаких особенностей. В отличие от природных камней, каждый из которых уникален.

Запасы природных алмазов истощаются, и алмазодобывающие компании снижают объемы добычи. По данным Кимберлийского процесса в 2017 году мировая добыча алмазов составила 151 млн. карат, а в 2018 году – 147 млн. карат. Объемы производства искусственных алмазов, наоборот, растут. В 2017 году было выращено 4,2 млн. карат, а по прогнозам к 2030 году производство искусственных бриллиантов может увеличится до 10-17 млн. карат.

В такой ситуации ценность природных бриллиантов будет расти и станет прекрасным вложением денег. Купить природные бриллианты с сертификатом Геммологического центра МГУ предлагает салон «Emporium Gold». Выгодная цена станет приятным дополнением отличного финансового вложения.

Затраты на производство искусственных бриллиантов ниже расходов на добычу природных камней. Это определяет итоговую продажную цену выращенных в лаборатории кристаллов, которая будет ниже стоимости природных бриллиантов. Искусственный бриллиант размером до 0,3 карата крайне сложно отличить от натурального даже при наличие специального оборудования. Этим пользуются недобросовестные продавцы, которые выдают искусственные бриллианты за натуральные. Ювелирные бренды с мировым именем тщательно отслеживают цепочку поставок натуральных камней, чтобы не допустить подлога.

Кроме выращенных в лаборатории бриллиантов существуют виды синтетических камней, которые в ювелирном деле заменяют этот драгоценный камень. К таким камням относится фианит и искусственный муассанит. Часто эти камни ошибочно называют искусственным бриллиантом. Однако, кроме внешнего сходства, с алмазом эти камни ничего общего не имеют. Это отдельная категория искусственных самоцветов.

Также искусственными бриллиантами ошибочно называют такие виды камней: бесцветные сапфиры, белые топазы, прозрачная шпинель, белые бериллы, цирконы. Эти драгоценные и полудрагоценные самоцветы природного происхождения и по своим свойствам тоже ничего общего с алмазами не имеют. Термин «искусственные бриллианты» к этим камням не применим. Перечисленные самоцветы часто используются в качестве подделок натуральных бриллиантов.

Рынок искусственных бриллиантов только начинает формироваться. Сегодня искусственные бриллианты на рынке алмазов создают конкуренцию натуральным камням, что отражается на цене. Возможно, в скором времени выращенные в лаборатории драгоценные камни образуют отдельный рынок со своей философией и ценностями. И приобретут поклонников, которые предпочтут искусственный бриллиант натуральному.

При покупке драгоценных камней важно знать, как проверить бриллиант. Если вы хотите убедиться в подлинности ваших бриллиантов, определить происхождение или продать природные бриллианты, обращайтесь салон «Emporium Gold», расположенный по адресу Москва, ул. Большая Дмитровка, 32, оф. 402.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector