Volkhp.ru

Аграрный журнал
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технические культуры выращиваемые восточными славянами

Древнерусское художественное творчество

Общие условия развития культуры. Начало процесса обособления славян из древней индоевропейской общности относят к II тыс. до н.э. В греческих, римских, арабских, византийских источниках начала нашей эры славяне упоминаются под именами венедов, антов, склавинов. Постепенно выделяются три этнических ветви – южная (болгары, сербы, хорваты и др.), западная (чехи, словаки, поляки) и восточная (русские, украинцы, белорусы). В VI–VII вв. в результате великого переселения народов восточные славяне расселились на территории от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге по берегам крупных рек и озер (на правом берегу Днепра – поляне; в верховьях Волги, Днепра и Двины – кривичи; в бассейне верхнего и среднего течения Оки и Москвы-реки – вятичи и т.д.). Названия племен происходили либо от названий мест­ности (поляне, бужане), либо от легендарных прароди т елей (радимичи, вятичи).

Культура восточных славян складывалась под воздействием естественно-географических факторов. Восточноевропейская равнина простиралась на 90 тысяч квадратных миль (площадь более чем десяти Франций), обладала богатейшими природными ресурсами. Главной отличительной чертой равнины было однообразие, что обусловило схожесть хозяйственного уклада, общественной жизни, становления традиций. Как отмечает С.М.Соловьев: «… как бы н и было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно станет областью одного государства: отсюда понятна обширность Рус­ской государственной области, однообразие частей и крепкая связь между ними».

Славянские племена занимали преимущественно лесную и лесостепную зону со сложной системой рек, множеством озер и болот. Территории, пригодные для проживания были небольшими, где поселялось несколько семей (территориальная семейная община). Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья и т.п. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. В задачу общины входило следить за правильным распределением и использованием земли (община называлась «вервь», от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах), а также организовывать трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки.

Важнейшие вопросы общественной жизни решались на вечевых сходах – народных собраниях, т.е. закреплялись традиции относительной свободы, военной демократии, которые были заложены еще в древности, когда племена, по словам В.О. Ключевского, «имели обычай собираться на совещания об общих делах». Славяне «не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве…», – подтверждает Прокопий Кесарийский.

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья, опиравшиеся на дружину и бывшую родовую верхушку. Князь передавал своим приближенным права на владение землей за службу. В бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников. Таким образом, в VI–IX вв. славянские народы переживают стадию разложения общинно-родового строя, формирования феодальных отношений и становления классового общества, завершившуюся образо­ванием Древнерусского государства в IX веке.

Природные условия обусловили и основные занятия восточных славян. Развивается земледелие и скотоводство. В южных районах ведущей системой земледелия был «перелог», когда участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили («перекладывались») на новое место. На большей части территории была распространена подсечно-огневая система (выкорчевывали деревья, сжигали и пользовались землей до ее истощения, через 2–3 года осваивали новый участок). С открытием железа появляются плуг и соха, начинают использовать рабочий скот в качестве тягловой силы, что позволило повсеместно перейти к более прогрессивному пашенному земледелию.

Жизненно важными становятся промыслы – ловля пушных зверей, рыбы, бортничество, что, в свою очередь, обеспечило развитие торговли. Русские реки были важнейшими международными артериями. Славянские земли оказались на пересечении торговых путей: со странами Востока – Великий Волжский путь, через Хвалынское (Каспийское) море и с Византией – Днепровский путь («Путь из варяг в греки»).

Русские города, по мнению В.О. Ключевского, тоже обязаны своим появлением торговле. Первоначально они возникают как сборные торговые пункты, где собираются охотники и бортники для обмена, которые получили название погостов (в христианской традиции – кладбища). Из этих крупных рынков выросли Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород. Ладога, Псков, Белоозеро, Ростов. Уже в VII в. иноземные путешественники называли Русь – «Гардарик», страна городов. Постепенно, вполне самостоятельно друг от друга формируются два центра северной и южной Руси – Новгород и Киев.

В городах развивается ремесленное производство: железоделательное, кузнечное, ткацкое, кожевенное, гончарное; промыслы по обработке цветных металлов, кости. На Руси изготовляли сложнейшие изделия из серебра, золота и бронзы. Русские ювелиры занимались художественной отделкой оружия. С распространением городской культуры развивается деревянное зодчество. Кроме обыкновенных жилищ, плотники языческой Руси строили храмы, крепости, дворцы, украшенные тонкой резьбой по дереву.

Выгодное географическое положение земель между Европой и Азией, природные богатства привлекали на Русь воинственных соседей-кочевников (авар, хазар, печенегов, половцев). Славянские племена жили в условиях постоянной внешней опасности, им приходилось вести беспрерывные войны, отражать набеги, защищать собственную землю и жизнь сородичей.

Условия жизни определили быт и нравы наших предков. Внешняя опасность, готовность к немедленной перемене места обусловили очень простой и непритязательный быт славян. В большинстве своем они жили в «дрянных избах», не имели ничего лишнего.

В древних источниках особенно подчеркивается простота нравов славянских народов. «Племена славян и антов ведут одинаковый образ жизни, – утверждает византийский писатель Маврикий, – у них одни нравы, любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы – легко переносят холод и жару, недостаток в одежде и пище. Юноши их очень искусно владеют оружием». Не случайно, в русской традиции были спортивные состязания, сопровождавшие праздники. В те времена закладываются основы популярнейшей сегодня борьбы – русского рукопашного боя. Причем, в отличие, например, от востока на Руси никогда не дрались на смерть. Существовало жесткое правило – «лежачего не бьют».

Читать еще:  Как выращивать рассаду огурцов в торфяных горшочках?

Славяне были гостеприимны, закон позволял даже украсть угощение для гостя. Весьма добродушно относились к своим пленникам, которые не рабствовали до конца дней своих, а только определенный срок, по истечении которого могли возвратиться к своим или остаться между славянами на равных правах. Похоже, что славяне вообще не были воинственны, они стали владельцами огромной территории, где всем хватало места, процесс расселения шел фактически безболезненно, они не изгоняли жившие здесь ранее народы, а селились с ними рядом, ассимилировались.

В.О. Ключевский отмечает еще одну интересную черту восточнославянских народов. Климат равнины умеренный, но здесь существуют значительные перепады температур, большая разница между временами года, погода не устойчива и не стабильна, то ливни, то засухи. Отсюда, привычка русского крестьянина «…работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии».

Духовная культура наших предков была чрезвычайна богата. Как и в других древних культурах, все отрасли духовного творчества славян были теснейшим образом взаимосвязаны. Они покоились на языческих представлениях об окружающем мире. Изначально люди поделили все окружающее пространство на мир видимый и не видимый, реальный и ирреальный.

По всей видимости, вселенная представлялась состоящей из трех частей: небо – мир богов, земля, населенная людьми, и подземный мир, обитатели кото­рого держат на себе тяжесть земной толщи.

З бручский идол. Более ста лет тому назад в реке Збруч был найден знаменитый Збручский идол (хранится в Краковском музее). Это – четырех­гранный высокий каменный столб, разделенный на три яруса, увенчанный четырехликой головой какого-то бога в шапке, очень похожей на головной убор русских князей, известный нам по позднейшим иконам и миниатюрам.

Славянский языческий пантеон богов возглавлял Перун – бог-громовержец. Почитались также Волос (Велес) – бог скота, богатства (слово скот имело значение денег); Мокошь – богиня влаги, плодородия; Даждьбог – бог солнца, дающий бог, податель блага. Очень популярной у древних славян была Берегиня (Житная Баба, Роженица) – прообраз богородицы Оранты . Ее изображение до сих пор сохранилось в вышивке домотканых полотенец, в резьбе по дереву – женщина в широкой юбке колоколом, с поднятыми руками, неизменно сливается с символами жизни и плодородия, например, с деревом, цветами, солнцем и различными живыми существами.

Важное место в верованиях славян занимал культ предков, которые охраняли род. Обоготворенный предок – чур или щур оберегал от нечистой силы или неожиданной опасности. В различных сложных ситуациях и сейчас мы восклицаем: «Чур меня!», т.е. храни меня, дед.

Полная зависимость людей от окружающей среды привела к тому, что они стали обожествлять явления природы. Деревья, камни, озера были наводнены добрыми и злыми духами. Первых можно было призвать на помощь, вторых задобрить и обезвредить. Для защиты от злых духов из толстых бревен строили жилища, окружали их прочным плетнем или частоколом. При постройке дома соблюдали множество пра­вил. Запрещалось применять бревна «буйных» деревьев – к ним относились, например, те, что росли у перекрестков дорог. Начало строительства обычно предварялось принесением в жертву до­машнего животного (коня, петуха, курицы), возможно были и человеческие жертвоприношения. Часто под угол дома закладывали конскую голову, а между бревен клочки шерсти – это должно было даровать жильцам благоденствие.

Дом был не только крепостью, но и первым храмом древнего славянина. Внутри дома находились священные предметы – печь, стол, «красный угол» с расши­тыми магическими узорами полотенцами. С участием этих особо почитаемых предметов отправлялись домашние священнодействия – родильные и погребальные обряды, свадебные ритуалы. Печь была местопребыванием домашнего огня, к которому древние славяне испытывали глубокое уважение – оскорблением считалось плюнуть в этот огонь, браниться при огне.

Проемы в стенах, двери, окна окружали деревянной резьбой с изображениями, которые отпугивали темные силы. Так сложилась традиция украшения мастерами своих творений. Самым распрост­раненным изображением был символ солнца – круг с прямыми или изогнутыми радиальными линиями внутри. Кровля венчалась коньком – резной головой коня или птицы. По представлениям славян, конь был связан со светлыми, огненными силами. Чтобы сделать дом еще более защищенным от темных чар, часто на шестах изгороди укрепляли конские черепа.

Местами поклонения богам и божествам были капища, круглые, под открытым небом святилища с идолами во внутреннем круге. Эти сооружения называли и хоромами (от «хоро» – круг) или храмами. Источники свидетельствуют и о существовании закрытых святилищ (храмах).

Языческие представления лежали в основе всей жизнедеятельности людей, ими определялись циклы работ, обычаи, обряды, что ярко показано в книгах Б.А. Рыбакова: «Смена времен года и смена сельскохо­зяйственных сезонов сопровождались торжественными празд­нествами. В декабре славяне встречали сурового бога зимы Ко­ляду… Весной начинался радостный цикл праздников солнца. На масленицу пекли блины – символ солнца, провожали соло­менное чучело божества зимы, сжигали его за пределами села, а иногда одновременно зажигали просмоленное колесо на высо­ком шесте – еще один символ солнца. Огненное колесо на повозке, запряженной двумя конями – спутниками солнца, проч­но вошло и в изобразительное искусство. На масленицу, помимо обрядовых плясок, проводились военные игры молодежи – кулачные бои. Прилет птиц ознаменовывался обрядовым пече­нием – хозяйки пекли из теста изображения жаворонков. Встреча лета происходила в русальную неделю. В эту неделю заключались браки, пелись песни в честь Лады и Леля – покровителей любви».

Читать еще:  Как выращивать баранов в домашних выгодно ли сколько нужно?

В недрах языческой культуры накапливались первые астрономические, медицинские, биологические, технические, географические знания. Истоки прекрасных русских сказок, былин, пословиц, народной музыки и драматургии, художественного творчества теряются в далеком прошлом. С незапамятных времен на Руси были распространены струнные, смычковые и другие музыкальные инструменты. Без музыки, песен, театральных представлений были невозможны ни праздник, ни пиршество. Древняя скульптура была объектом поклонения в языческих капищах. На фибулах, бляшках, пластинах представляются нам изображения змей, коней, петухов, лосей, козлов (отзвуки скифского звериного стиля).

Древнеславянские племена объединяло общее древнее наречие – праславянский язык, из которого выросли отдель­ные славянские языки. Однако родство слов в языках оставалось столь явным, что даже послужило, по мнению некоторых исследователей, причиной общего названия говоривших на них народов – «славяне».

Восточные славяне задолго до крещения пользовались начатками письменности. Археологические раскопки открывают немало древних предметов (сосудов, надгробий, монет), которые покрыты изображениями, напоминающими письменность. Однако их объяснение, видимо, дело будущего. О наличии у славян навыков письма сообщают древние греческие и арабские авторы: указывается, что славяне оставляли на могилах надписи с именами усопших, что знаки письма использовались при прорицаниях будущего, что у послов были некие «грамоты», что даже завещания составлялись в письменном оформлении. В житиях Кирилла и Мефодия говорится, что святой Кирилл в Херсонесе (Корсуни) познакомился с текстами Евангелия и Псалтыри, которые были записаны «русьскыми письмены».

Таким образом, языческая Русь к моменту создания единого централизованного государства имела достаточно высокий уровень материальной и духовной культуры. Общественное сознание строилось на традициях относительной свободы, коллективном труде в рамках общины. Однако в процессе формирования феодальных отношений появляется зависимость бедных от богатых и власть имущих. В славянских представлениях о мире соединились реальные и ирреальные начала. Человек чувствовал свою зависимость от природных и потусторонних сил.

Технические культуры выращиваемые восточными славянами

Оба утверждения неверны

20. Верным является утверждение

Славянские городища возводились на возвышенностях и обносились частоколом

Предками восточных славян были сарматские племена

Скифская держава сложилась на Северном Кавказе и в предгорьях Кавказа

С территории греческих колоний в Причерноморье совершались грабительские набеги на славянские поселения

Соседями славян являлись многочисленные угро-финские народы, к которым относились

сербы, хорваты, словенцы

чехи, словаки, ляхов

коми, мещера, пермь

касоги, аланы, вайнахи

22. Главным занятием жителей праславянских городищ было (-а)

ремесло и торговля

земледелие и домашнее животноводство

добыча руд в горных приисках

мореплавание и судостроение

23. Какой тип жилого дома сложился у предков славян?

деревянный дом на сваях

полуземлянка с бревенчатыми стенами и крышей, обложенной дерном

пещера, выложенная шкурами животных

24. Какая из зерновых мер была заимствована славянами у античных народов благодаря торговым контактам?

25. Масштабные перемещения народов по территории Европы в IV-VII веках получили название

Великое переселение народов

Великие географические открытия

26. Среди этносов Восточной Европы приняли участие в Великом переселении народов в IV-VII веках

Выберите правильное сочетание букв:

27. Начало Великого переселения народов связано с нашествием в IV веке племен

28. Крупнейшими союзами славянских племен, сложившимися в конце V – VI веках стали союзы

древлян и полян

чехов и словаков

антов и склавинов

хорватов и сербов

29. Походами на Византийскую империю, захватом городов прославились племена

30. Племенные союзы склавинов и антов сложились к

31. Славянская языковая группа выделилась из индоевропейской общности народов к

32. Что объединяет ряд: меря, мурома, пермь, коми, водь, весь, емь?

33. Верны ли следующие утверждения?

А. Чтобы сдержать натиск антов и склавинов, византийцы возводили приграничные крепости.

Б. Правители Византии пытались откупаться от натиска славянских дружин богатыми дарами.

Верны оба утверждения

Оба утверждения неверны

34. Какие сведения передавали византийские авторы о славянах?

Они любят свободу и не выносят рабства

Они легко переносят жару и холод и наготу тела

Они воюют верхом на низкорослых, покрытых мохнатой шерстью лошадях

Высшее счастье в их глазах – погибнуть в бою

Лошади славян умеют в зимнее время добывать корм из под снега

Выберите правильное сочетание букв:

35. Основание племенного союза полян, обитающего в среднем Поднепровье, а также Киева по легенде приписывается

Кию, Щеку, Хориву

Аскольду и Диру

36. Первыми князьями Полянского союза племен были

Рюрик, Синеус, Трувор

37. Славянская колонизация Восточной Европы

Сопровождалась полным истреблением местного населения

Носила мирный, ассимиляционный характер

Привела к вытеснению местного населения за Урал

Привела к полному поглощению славянства угро-финскими народами

38. В процессе формирования государственности у восточных славян отсутствовал следующий фактор

Прохождение через земли славян транзитных торговых путей

Сопротивление славянской колонизации со стороны местных угро-финских племен

Сложные природные и климатические условия для занятия земледелием

Угроза нападений со стороны воинственных соседей

39. Центры ремесел и торговли Старая Ладога и Новгород возникли в землях

40. В середине 6 века из глубин Азии вышла новая волна кочевников, нападавших на славянские поселения и примучивающие их —

Читать еще:  Сорта винограда выращиваемые в воронежской области

41. Столицей соседствующего со славянскими союзами племен в 7-9 веках Хазарского каганата являлся город

42. Правитель Хазарии носил титул

43. Государство Хазарский каганат сложилось в

Нижнем Поволжье и Приазовье

Зауралье и в Западной Сибири

44. В 10 в. Верхи Хазарского каганата единственными в Европе приняли в качестве официальной религии

45. Выделите из предложенного перечня города-центры Хазарии

Выберите правильное сочетание букв:

46. Государство Волжская Булгария сложилось в

в низовьях Днестра

в среднем течении Волги и по Каме

в низовьях Дона

47. Столицей Великой Болгарии, созданной ханом Кубратом, сложившейся в 7 веке в Приазовье стала

48. Хан Аспарух стал основателем

49.Хан Батбай откочевал в леса между Камой и Волгой и основал там

50. Столицей Волжской Булгарии в 12 веке стал город

51. Волжская Болгария в 10 веке приняла государственную религию благодаря контактам с арабскими торговцами

52. Укажите территорию, на которой в 9- 10 веках располагались кочевья печенегов

Задания повышенной сложности.

О каком народе рассказывает следующий отрывок из труда Прокопия Кесарийского – «Они легко переносят жару и холод, и наготу тела, храбры и мужественны по отношению к своей стране, они ласковы к чужеземцам, высшее счастье для них – умереть за отечество». Ответ впишите в строку.

2. Установите хронологическую последовательность борьбы праславян и славянских племен с кочевыми народами. Полученный результат занесите в таблицу.

3. Установите соответствие между понятием и определением. Полученный ответ впишите в таблицу:

Название славян у византийских авторов

Славянское укрепленное поселение

Зерновая мера славян, заимствованная у античных народов

Название государства у некоторых тюркских народов

Торговое место у праславян

4. Установите соответствие занятий людей в древности с типами хозяйства, к которым они относятся. Полученный ответ впишите в таблицу:

возделывание злаковых растений

сбор дикорастущих ягод и грибов

5. Древнегреческий ученый Геродот о скифах

Ближе всего от торговой гавани борисфенитов. обитают. эллинские скифы; за ними идет другое племя под названием ализоны. Они наряду с эллинскими скифами ведут одинаковый образ жизни с остальными скифами, однако сеют и питаются хлебом, луком, чесноком, чечевицей и просом. Севернее ализонов живут скифы-земледельцы. Они сеют зерно не для собствен­ного пропитания, а на продажу.

Восточнее этих скифов-земледельцев. обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут.

За рекой Геррой идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скиф­ское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластны­ми.

Обряды жертвоприношений всем богам и на всех празд­нествах у них одинаковы и совершаются вот так: жертвенное животное ставят со связанными передними ногами. Приносящий жертву, стоя сзади, тянет за конец веревки и затем повергает жертву на землю. Во время падения животного жрец взывает к богу, которому приносит жертву. Затем он набрасывает петлю на шею животного и поворотом палки, всунутой в петлю, душит его. При этом огня не возжигают и не начинают посвящения или возлияния. После того как жертва задушена, обдирают шкуру и приступают к варке мяса.

У скифов есть много предсказателей. Гадают они с по­мощью множества ивовых прутьев следующим образом. Прино­сят огромные связки прутьев и кладут на землю. Затем развя­зывают пучки и каждый прут один за другим раскладывают в ряд и затем изрекают предсказания. При этом гадатели вновь собирают прутья по одному и опять складывают.

Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники до­говора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши.

Вопросы к тексту:

Какие племена скифов упоминает автор? Перечислите их с опорой на текст.

Как обряд жертвоприношения характеризует верования и занятия скифов? Свой ответ обоснуйте.

Какие выводы об общественном строе скифов можно сделать на основании приведенного фрагмента?

Заполните пропуски в тексте:

«Потерпев поражение от Хазар­ского каганата, часть болгар отошла на Дунай, гдев IX веке на Балканах образовалось государство Болгария. Другая часть переселилась в Среднее Поволжье — на Волгу и Каму, где в IX веке образо­вала Волжско-Камскую Булгарию. Они подчинили себе местные поволжско-финские народы, которые растворились среди более сильных болгар, передали им свой булгарский язык, но заимствовали местную земледельческую культуру.

До X века Волжская Болгария была небольшим государством, зависимым от хазар. Минуя Хазарский каганат, она поддерживала связь с мусульманами Средней Азии, откуда на Среднюю Волгу стал проникать __________. А в 922 году хан Алмас сделал ___________официальной религией государства. В XI — первой половине X века происходит усиление Булгарии. Булгарские правители распространили свою власть на всю Среднюю и на Нижнюю Волгу. В конце XII века на левом берегу Волги, при впадении в нее реки Казанки была основана пограничная крепость Казань, призванная защищать северо-западные границы Булгарии. Под влияние Булгарии попали башкирские племена, обитавшие на Южном Урале».

7. Назовите два степных кочевых народа, с которыми приходилось бороться славянам и их предкам. Назовите не менее двух последствий этой борьбы.

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. В качестве кочевых народов могут быть названы:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector