Volkhp.ru

Аграрный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В процессе фотосинтеза огурцы выращиваемые в теплицах

Урок биологии в 9-м классе по теме: «Фотосинтез»

Разделы: Биология

Цель:

  • Углубить знания о процессе фотосинтеза;
  • Обосновать космическую роль зеленых растений;
  • Развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение делать выводы из анализа результатов эксперимента.

Задачи:

  • Познакомить с историей открытия фотосинтеза;
  • Выявить приспособленность растений к фотосинтезу;
  • Показать суть фотосинтеза и его значение для жизни на Земле;
  • Выявить влияние факторов окружающей среды на процесс фотосинтеза;
  • Развивать навыки устной монологической речи;
  • Развивать умение использовать ранее приобретенные знания для получения новых.

Оборудование:

  • Цифровая измерительная лаборатория «Архимед»
  • Цифровой микроскоп
  • Йод
  • Спиртовка
  • Чашка для выпаривания
  • Спирт
  • Растение герани

Ход урока

1. Орг. Момент

2. Изучение нового материала

Сегодня у нас необычный урок. Мы продолжаем говорить о фотосинтезе.

  • Вспомните определение фотосинтеза. (слайд 3)

Сегодня на уроке мы должны выяснить:

  1. Нужен ли этот процесс на нашей планете или необязателен?
  2. В чем важность фотосинтеза?

(запись цели урока на доске) (слайд 2)

  • Определить условия, необходимые для фотосинтеза
  • Показать космическую роль зеленых растений.

Чтобы лучше понять суть этого процесса нужно начинать издалека (сообщения учащихся)

  • Какой вывод сделал Гельмонт на основании своего опыта? (на доске записывается первое исходное вещество)

2. Опыт Пристли (слайд 5)

3. К какому выводу пришел Пристли, проведя этот эксперимент? (растения выделяют кислород, делая пригодным воздух для дыхания)

4. Опыт Яна Ингенхауза

Он обнаружил, что растения выделяют кислород на свету зелеными частями растений.
На доске появляется запись:
Вода + свет + зеленые части растений = кислород

5. 1872 год швейцарский физиолог Жан Сенебье экспериментами доказал участие в фотосинтезе углекислого газа, который служит растению пищей.

6. Вскоре другой швейцарский ученый Никола Теодор де Соссюр экспериментально доказал, что синтез органических соединений растениями обеспечивается питанием углекислым газом и водой.

Эти открытия выдающихся ученых обобщаются в виде схемы:
Вода + угл.газ + свет + зеленые части растений = кислород + орг. вещества

7. В 1845 году немецкий врач Майер сделал открытие. Он доказал, что растения преобразуют солнечную энергию в химическую синтезируемых органических соединений согласно закону сохранения и превращения энергии. ( Слайд 7)

Таким образом, уже к середине ХХ века о фотосинтезе сложилось представление, которое можно выразить уравнением:
CO2 + H2O + свет + зеленые части растений = O2 + орг.вещество + Е

  • Какие факторы, судя по уравнению фотосинтеза должны влиять на скорость этого процесса? (свет, температура, количество углекислый газ, влажность)

Факторы выписываются на доску.

  • Как это доказать опытным путем?

Докажем это опытным путем , используя цифровую измерительную лабораторию «Архимед». С ее помощью проведем опыты:

I. Зависимость фотосинтеза от интенсивности света.

II. Зависимость интенсивности фотосинтеза от температуры.

III. Зависимость интенсивности фотосинтеза от концентрации углекислого газа.

  • Посмотрите на графики. Какой можно сделать вывод?

Вывод: скорость фотосинтеза увеличивается при повышении температуры, освещенности и концентрации углекислого газа.

В 1864 году французский физиолог Жан Буссенго установил соотношение объемов превращающегося в органические соединения углекислого газа и выделяемого кислорода. Это соотношение 1:1.
В этом же году немецкий ботаник Юлиус Сакс продемонстрировал образование зерен крахмала при фотосинтезе.

  • Как Сакс доказал, что органическое вещество запасаемое зеленым растением, является крахмалом? (йодом)
  • Какая окраска должна получиться?
  • Если капнуть йодом на лист, появится ли фиолетовое окрашивание?
  • Проверим?
  • Почему не получилось? Что мешает определить крахмал в листьях? (хлорофилл)
  • Где он содержится? (в хлоропластах)

Просмотр изображения листа герани под микроскопом (увеличение 200)

  • Можем ли мы удалить хлорофилл из листа?

Это мы можем сделать с помощью горячего спирта. Перед уроком я выдержала растение герани в темноте, чтобы крахмал превратился в сахар и оттек из листьев. Потом достала на свет и закрыла части листа темными полосками, чтобы не проникал свет.
Помещаем лист герани в горячий спирт. Лист теряет зеленую окраску. Хлорофилл растворяется в спирте. Обесцвеченный лист обрабатываем йодом.

  • Что видим?
  • Какое вещество окрасилось йодом в синий цвет?
  • Какой можно сделать вывод?

Вывод: в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте он не образуется.
Фотосинтез – это уникальный процесс создания зелеными растениями органических веществ из неорганических, идущий в огромных масштабах на суше и в воде.
Наземные растения связывают ежегодно 20 млрд. тонн, а морей — 25 млрд. тонн углерода, которые расходуются на создание 100 млрд. тонн органических веществ. Для перевозки такого количества сахара потребуется железнодорожный состав длиной 50 млн. километров, что в 40 раз превышает длину всех железнодорожных линий Земли.
Для синтеза 1 грамма глюкозы растениям достаточно затратить 4,4 кВт /час электроэнергии, т. е столько, сколько потребляет цветной телевизор за 15 часов.

Климент Тимирязев писал: «Человек вправе наравне с самим китайским императором величать себя сыном солнца». (Слайд 8)

  • Как вы считаете почему? (человек питается органическим веществом, которое образовалось за счет энергии Солнца).
  • Так в чем же состоит значение фотосинтеза? (ответы ребят)

Энергия солнца, поступившая из космоса, преобразуется и запасается клетками зеленых растений в углеводах, белках, липидах, обеспечивая жизнедеятельность всего гетеротрофного населения живого мира – от бактерий до человека. Вот почему Тимирязев эту роль зеленых растений назвал космической.

3. Рефлексия

  • Какие условия необходимы для протекания фотосинтеза?
  • Какова роль фотосинтеза?

Фотосинтез идет на свету круглый год.
Он людям дает пищу и кислород.
Очень важный процесс – фотосинтез, друзья,
Без него обойтись нам на свете нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова –
Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
И озоновый слой будет нас защищать!

4. Закрепление

Решите задачу: (слайд 10,11)

1. Известно, что 50м2 зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек сможет выдохнуть это количество углекислого газа за тот же час? (ответ: 8 кг углекислого газа. 200 человек)

2. В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого газа потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов? Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц? (ответ: 42,85 кг; внесение в почву навоза, торфа обогащает надземный слой воздуха углекислым газом, который выделяется из почвы при разложении микроорганизмами органических веществ)

Домашнее задание: (слайд 12)

Решите познавательные задачи:

  • Какое растение осаждает больше пыли на поверхности листьев: вяз или тополь? Почему? (ответ: у вяза лист шероховатый, он будет в 6 раз больше осаждать пыль, чем гладкой поверхностью листа тополь)
  • Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей ( укроп, шпинат, салат, и т.д.) и временем суток? Почему? (ответ: вечером т.к. в это время накапливается максимум органических веществ, образованных днем в процессе фотосинтеза, а ночью происходит отток этих веществ в другие органы.)
  • Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему? (ответ: нет, неправильно. Органические вещества, образованные в зеленых листьях в процессе фотосинтеза, оттекают в белые листья кочана, где и накапливаются)

Решение биологических задач

Задача № 3.

Навигация

МОУ «Лицей прикладных наук»

МАОУ «Гимназия № 4»

МОУ «Гимназия №58»

МОУ «Гимназия № 5»

МУДО «Центр дополнительного образования»

ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки .

МОУ Гимназия № 31

МОУ «Прогимназия № 237 «Семицветик»

ГА ПОУ СО «СТПТиАС»

МОУ «Гимназия №89»

МОУ «СОШ №63 с УИП»

МАОУ «Гимназия №108»

МУ ДО «Центр детского творчества»

Олимпиада_Информатика и ИКТ

МАУ ДО «Центр дополнительного образования для детей»

МАОУ «Гимназия № 3»

ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ»

МАДОУ «ДС № 236 Лукоморье»

МУДО «Детско-юношеский центр»

МУДО «Центр детского творчества»

ОУ городского подчинения и ГБУ

Ассоциация попечителей образования

МАОУ «Физико-технический лицей № 1»

МУДО «Центр туризма, краеведения и морской подгото.

МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»

Александрово — Гайский район

МБОУ СОШ с. Новоалександровка им. Героя Советско.

МБОУ СОШ№ 1 с.Александров-Гай Саратовской области

МБОУ ДО «ЦДТ» с. Александров-Гай Александрово-Гайс.

МОУ — СОШ №1 г. Аткарска

МОУ — СОШ №3 г. Аткарска

МОУ-СОШ села Марфино Аткарского района

МАУ ДО «Центр детского творчества города Аткарска .

МАОУ Гимназия № 1

МАОУ Гимназия №2 г.Балаково

МАОУ «ООШ № 10» г. Балаково

МАОУ СОШ №13 г. Балаково

МАОУ «ООШ с. Еланка»

МАУДО ЦДО г. Балаково

МБУДО Центр «Созвездие» г. Балашов

МОУ «СОШ с. Черкасское»

МОУ «СОШ с. Терса»

МОУ «СОШ №11» г. Вольск

ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.

МУДО ВМР «ЦДО «Радуга»

МОУ «СОШ с. Воскресенское»

МОУ «СОШ с. Синодское»

МОУ «ООШ с. Верхазовка»

МОУ «СОШ п. Первомайский»

МОУ «СОШ с. Демьяс»

МУДО «Дом детского творчества»

МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое»

МОУ «СОШ имени Н.В. Грибанова с. Брыковка»

МОУ СОШ с. Андреевка

МБОУ «Дом детского творчества»

МОУ «СОШ с. Ивантеевка»

МУ ДО «Дом детского творчества»

МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа г. Калин.

МБОУ «СОШ с.Симоновка Калининского района Саратовс.

МБУ ДО «Дом детского творчества г. Калининска Сара.

МБОУ «СОШ с. Колокольцовка»

МБОУ «СОШ с. Озерки»

МБОУ «СОШ с.Симоновка»

МБОУ «СОШ № 11 с. Золотое»

МБУДО «ЦТОТД и М г.Красноармейска»

МОУ «СОШ с.Логиновка»

МОУ — СОШ с. Лебедевка

МУ ДО «Районный Дом детского творчества р.п. Горный «

МБОУ «СОШ № 2 р.п. Лысые Горы»

МОУ «СОШ № 1 р.п. Лысые Горы»

МБОУ «СОШ с. Широкий Карамыш»

МБОУ «СОШ с. Большая Рельня»

МБУ ДО «ЦДОД» р.п. Лысые Горы

МБОУ «ООШ с. Юнгеровка»

МБОУ «СОШ с. Двоенки»

МБОУ «СОШ с. Атаевка»

МБОУ «СОШ с. Бутырки»

МБОУ «СОШ п. Яблочный»

МБОУ «СОШ п. Октябрьский»

МБОУ «СОШ с. Невежкино»

МОУ СОШ с. Подлесное

МОУ «СОШ с. Павловка»

МОУ «СОШ с. Кировское»

МБОУ-СОШ №6 г. Маркса

МОУ — СОШ п. Осиновский

МОУ «СОШ c. Липовка»

МОУ — СОШ с. Баскатовка

МОУ — Лицей г. Маркса

МОУ «СОШ № 4» г. Маркса

МОУ СОШ с. Звонаревка

МОУ-СОШ с Орловское

МУ ДО – Центр внешкольной работы

МОУ «СОШ п. Динамовский

МОУ «СОШ с. Гремячка»

МУ ДО «ДДТ г. Новоузенска»

МОУ «СОШ р.п. Озинки»

Метапредметный курс «Биология + Химия»

МОУ «СОШ п. Сланцевый рудник»

МОУ «Школа с. Новочерниговка»

МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки»

МБОУ «СОШ с. Н. Покровка»

МБОУ «СОШ с.Натальин Яр»

МБОУ «СОШ с.Грачев Куст»

МБОУ «СОШ имени М.М. Рудченко»

МБУ ДО «Детско-юношеский центр» г. Петровск

МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа имени Т.В.

МБУДО «ДОООЦ «ДЕЛЬФИН» г. Петровск

МУ ДО «Дом детского творчества»

МОУ «СОШ №14 г. Пугачёва им. П.А.Столыпина»

МОУ СОШ с. Старая Порубёжка

МОУ «СОШ с. Заволжский»

МОУ «СОШ №2 г. Пугачева»

МОУ «СОШ № 13 г. Пугачева Саратовской области имен.

МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношеств.

МБОУ «СОШ с. Скатовка»

МБУ ДО «Дом детского творчества р.п.Ровное»

МОУ«СОШ с. Багаевка им. Н.В. Котлова»

МОУ «СОШ с.Березина Речка»

МОУ «СОШ п. Дубки»

МОУ «СОШ с. Синенькие»

МОУ «СОШ р.п. Соколовый»

МОУ «СОШ с.Усть-Курдюм»

МУ ДО «ЦДТ р.п. Самойловка»

МБОУ «СОШ №1» р.п. Степное

МБОУ-ООШ с. Розовое

МБОУ «СОШ р.п. Пушкино»

МБУ ДО-РДДиЮ Советского района.

МОУ «СОШ с. Сторожевка»

МОУ «СОШ с. Мизино-Лапшиновка

МОУ «СОШ с. Ягодная Поляна»

МОУ «Татищевский лицей»

МОУ «СОШ с. Вязовка»

МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»;

МОУ «СОШ п. Садовый»

МОУ «СОШ с. Идолга»

МОУ СОШ № 1 г. Хвалынска

МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

Звуковая культура речи

Трудовое обучение(технический труд)

МОУ «СОШ с. Апалиха

Информатика, физика, астрономия

МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»

МОУ «СОШ п. Пробуждение»

МБОУ «СОШ с. Генеральское»

МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами»

МОУ «СОШ с.Заветное»

МОУ «ООШ с. Квасниковка»

МОУ «СОШ п. им. К Маркса»

МОУ «ООШ с. Ленинское»

МОУ «СОШ с.Широкополье»

МОУ «СОШ п.Бурный»

МОУ «СОШ с. Зеленый Дол»

МОУ «ООШ с. Титоренко»

МБОУ «СОШ с Красный Яр

ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

МБОУ «СОШ с. Старицкое»

МОУ «СОШ п. Коминтерн»

МОУ «СОШ с. Липовка»

МОУ «СОШ с. Шумейка»

МОУ «СОШ с.Воскресенка»

МОУ «СОШ №12 г. Шиханы»

МУ ДО ЗАТО Светлый

МБУ ДО «Дом детского творчества Балтайского района

Детский технопарк «Кванториум»

История и обществознание

Умники и умницы

Основы безопасности жизнедеятельности

Дистанционное обучение детей-инвалидов

Мероприятия для МЦДОДИ

Российские цифровые образовательные платформы

Семинар 18,19 декабря 2020

Курсы для преподавателей

Образовательная сессия 18-20.11.2020

Семинар 20 августа 2020

МКУДО «ЦВР» Саратов

МАУДО «ЦДТ» Кировский район

МБУ ДО «ДДТ г. Калининск»

МОУ «СОШ с. Клещевка»

МОУ СОШ п. Возрождение

МУ ДО «Дом пионеров и школьников» Романовка

МБУ ДО «ЦРТДЮ» г. Пугачев

МУДО ЦДТ «Светлячок» г. Ртищево

МОУ ООШ с. Поповка

Семинар 19-20 марта 2020

Семинар для СПО (Базарный Карабулак)

Семинар 18, 20 декабря 2019 года

Семинар «Разработка дистанционного курса в СДО Moo.

Дополнительное образование 23.09.2019

Семинар 27 марта 2019 года

Региональный Краеведческий марафон «Саратовская кр.

Областной конкурс видео и дистанционных курсов «До.

Консультационный центр конкурса «Доступное образо.

Виртуальный исторический класс

Методическое объединение дистанционных педагогов

Светокультура (электродосвечивание)

Одна из наиболее актуальных проблем тепличников – круглогодичное производство цветов и овощей, которое возможно только при электродосвечивании теплиц в осенне-зимний и весенний периоды. На большей части территории России в зимние месяцы из-за недостатка света практически невозможно выращивание основных тепличных культур – огурца и томата – без дополнительного освещения. По месячным суммам ФАР (фотосинтетическая активная радиация) в декабре — январе (самые критические месяцы по приходу солнечной радиации) на территории страны выделяют семь световых зон. Так, московская область находится в III световой зоне. Технология светокультуры представляет собой непрерывный процесс выращивания растений. Благодаря особым лампам, установленным в теплицах, процесс фотосинтеза не прекращается круглые сутки. Площадь теплицы, укомплектованная светокультурой, позволяет земле плодоносить круглый год (т. е. давать три оборота), что в 2, 5 раза увеличивает урожайность с квадратного метра в год. Оборудование для этой технологии продвигает на российский рынок компания General Electric в партнерстве с фирмой «Реконструкции тепличных хозяйств» и инвестиционным фондом «США – Россия». Благодаря применению этого оборудования, по данным GE, урожайность овощей повышается с 27 кг/ кв.м в год до 70 кг.

Уровень освещенности в теплице, необходимый для выращивания растений, определяется агрономическими требованиями. Минимальный уровень составляет 6v7 кЛк. Количество светильников, обеспечивающих требуемую освещенность, зависит от размеров теплицы, высоты подвеса светильников и уровня, на котором обеспечивается требуемая освещенность, от мощности светильников.

От выращиваемой культуры существенно зависит распространение света и, соответственно, также необходимое количество светильников для получения необходимой освещенности. Обычно для достижения минимальной освещенности устанавливают светильники с удельной мощностью от 50 до 100 Вт/м2. Конкретное количество определяется на основе светотехнического расчета для конкретного проекта. Гарантированно хорошие результаты по урожайности получаются при получении среднего уровня освещенности 10 т 12 кЛк. Еще лучшая урожайность получается при относительно высокой освещенности до 20 и более кЛк. Соответственно, для этого необходимо устанавливать большее количество светильников и при эксплуатации расходовать большее количество электрической энергии.

Несмотря на то, что технология электродосвечивания известна довольно давно, большинство «старых» тепличных хозяйств России только начали переходить на ее широкое применение. Как рассказывает г-н Андреев (ген.директор ТК «Ульяновский»), его совхоз в 1995 г. пробовал вводить досвечивание. Но выбранные для этого ртутные лампы не обладали необходимым для растений спектром излучения и мощностью, вследствие чего эксперимент не удался. Когда же начали применять современные натриевые лампы, отношение к этой технологии на предприятии изменилось. С помощью электродосвечивания Ульяновский СДС, ориентированный в основном на выращивание роз, рассчитывает поднять продуктивность площадей с 80 — 100 до 160 — 180 шт. с 1 кв.м в год.

Читать еще:  Как выращивают белые грибы в искусственных условиях?

Внедрение светокультуры тесно связано с ценами на продукцию и с ее себестоимостью, значительно снижает расходы на отопление. В то же время имеет место более интенсивное использование дорогостоящих культивационных сооружений. Светокультура требует кардинальных изменений организации труда в тепличном хозяйстве, а также изменений в технологии выращивания на основе глубокого знания биологических особенностей конкретного гибрида.

Светокультура позволяет получать плоды огурца и томата в зимние месяцы (ноябрь — февраль) и, таким образом, замкнуть круглогодичный цикл поступления огурцов из зимних теплиц. И хотя себестоимость овощей, выращиваемых способом светокультуры, высокая, все затраты окупаются ценой реализации.

В мировой практике все виды культивационных сооружений создают с учетом максимального использования солнечной радиации. Солнечная радиация является основным климатическим фактором, определяющим виды и типы культивационных сооружений в данной местности, набор культур по периодам и сроки их выращивания.

Малообъемная технология позволяет упорядочить систему полива, четко регулировать концентрацию питательного раствора, что препятствует чрезмерному вегетативному росту растений, делая их более компактными. А это, в свою очередь, также повышает освещенность растений.

Все вышеперечисленные факторы позволяют высаживать растения в теплицу в более ранние сроки.

Пресса

На канале ОТР вышел новый выпуск программы «Среда обитания», посвященный одному из самых популярных в России овощей – огурцу. В сюжете подробно рассказано как выращивать, как правильно покупать, как хранить огурцы и как делать из них косметические маски.

Программа начинается с короткого обзора, в котором ведущая программы Кристина Бовина сообщает, что огурец – это основная культура, выращиваемая в РФ в защищенном грунте. Страна обеспечивает себя этими овощами на 90% — современные тепличные хозяйства поставляют огурцы на рынки и в супермаркеты круглый год.

О том, как огурец выращивается в теплице, авторы «Среды обитания» поговорили с сотрудниками компании «ЭКО-культура». Главный агроном холдинга Лилия Техова рассказала, какие этапы проходит культура прежде чем попасть на стол потребителя. За сутки до посева субстрат в виде кубиков из минеральной ваты заселяют специальными биопрепаратами. Цель этой процедуры – защита растений от заболеваний различной природы и повышение иммунитета растений. Рассаду расставляют на столах таким образом, чтобы ростки не заслоняли друг другу свет – это растение нуждается в полноценном освещении даже больше, чем томаты.

Для овоща самые благоприятные условия – это повышенная влажность, тепло и отсутствие сквозняков. Лампы дополнительного освещения располагают как на потолке теплицы, так и рядом с растениями. Огурцу требуется 4 часа «сна» — за это время полезные элементы, накопленные в процессе фотосинтеза, равномерно распределяются по растению. Огурцы собирают только вручную и делают это максимально аккуратно, чтобы не нанести плодам повреждений. Затем переходят к фасовке и упаковке.

Руководитель распределительного центра Ольга Сафонова рассказала о процессе упаковки овощей. Длинноплодные сорта упаковываются в термоусадочное полотно, которое позволяет плодам дышать через микроскопические отверстия и при этом сохранять вкус, пользу и потребительские качества. Для упаковки коротко- и среднеплодных применяют технологию «горячего стола» — огурцы вручную помещают на подложку и оборачивают пищевой пленкой.

О том, как правильно выбирать огурцы в магазине или на рынке, Кристина Бовина узнала у вице-президента агрохолдинга по производству Алексея Шеметова.

По его словам, предпочтительнее покупать отечественные огурцы – импортные проделывают слишком долгий путь до потребителя, чтобы сохранить свежесть и полезные качества. Секрет вкусного огурца – достаточное количество света. Это делает огурец сладким и сочным. В теплице для овощей в этом плане создаются идеальные условия, и не только по освещению, но и по остальным показателям – климату, влажности, микроэлементам.

Самым вкусным гибридом огурца считается Атлет (ранее – сорт Зозуля) – он опыляется шмелями, что более правильно с точки зрения вкуса и устойчивости растений к заболеваниям. И лучше выбирать огурцы с хвостиком – они дольше остаются свежими. Кроме того, огурцы стоит покупать в упаковке – есть гарантия, что их никто до вас не выбирал, да и в плане гигиены это предпочтительнее.

Темы дальнейшей беседы – правила хранения плодов, выбор огурцов для засолки, «огуречный маркетинг», польза огурцов и их применение в косметике.

Как правильно обрезать огурцы в теплице

  • Основные правила обрезки огурцов
  • Важные правила
  • Практические советы огородников

Огурец – это не только вкусно, но и полезно. Их едят, употребляют в медицине и косметологии. Такое признание диетологов и косметологов оправдано огромным количеством полезных веществ и минералов. Богатый огуречный урожай – залог здоровья всей семьи. Чтобы огурчики появились на вашем столе раньше обычного времени, следует выращивать их в теплице, а не на открытом грунте. Уход за огуречными кустами требует соблюдения определенных правил.

Чтобы огурцы росли быстро и имели красивую форму, им необходим соответственный уход. Под ним подразумевается правильная высадка, подвязывание, подкормка и обрезка. Не каждый огородник знает, как обрезать огурцы, выращиваемые в тепличных условиях. А это умение не только увеличит количество урожая, но и продлит период плодоношения.

Удаление ненужной зелени придает развивающемуся растению больше сил. Куст не будет затрачивать энергию на поддержание листьев, не участвующих в процессе фотосинтеза и питания.

Сорта огурцов можно разделить на 4 типа:

  • салатные,
  • консервные,
  • засолочные,
  • универсальные.

Все они относятся к определенной группе:

  • традиционные,
  • современные,
  • гибридные.

Особенности каждого сорта отражаются на правилах ухода за овощной культурой.

Основные правила обрезки огурцов

В теплице высаживают самоопыляющиеся (партенокарпические) сорта. Они выращиваются в один стебель, именно на нем будет вызревать одна треть всего урожая огурцов. Остальная часть овощей завяжется и созреет на боковых побегах. Для правильной обрезки условно разделите ветви огуречного куста на 4 зоны. Минусом тепличных условий является плохая вентиляция. Чтобы улучшить проветривание стебля, удалите побеги и цветы между вторым и четвертым листами. Это не даст теплице превратиться в заросли джунглей, а растение будет защищено от прикорневой гнили.

Вторая зона – примерно от 0,5 м до 1 м. Она охватывает 4 последующих узла. Точку роста на этом участке стоит удалить, а на боковых побегах оставить по одному огурцу и по одному листу. На третьей зоне оставьте по два плода и два листа, а на последнем участке, соответственно, по три. Правильно размещать побеги с будущими плодами в шахматном порядке. Это приведет к лучшей вентиляции куста и лучшему попаданию света.

Когда главный стебель растения вырастет до уровня подвязанной проволоки, его следует дважды обернуть вокруг нее, а затем удалить точку роста (после четвертого по счету листа). Плеть шпагатом привязывается к шпалере. Побег, появившийся из пазухи первого листа, должен быть удален. Следующие три побега необходимо оставить и распределить в шахматном порядке по шпалере.

Плети будут развиваться очень быстро. Прищипывать их следует через каждые 50 см. После начала массового плодоношения формируйте растение, направляя все побеги внутрь ряда. Вылезшие за границы ряда побеги следует обрезать, не обращая внимания на возможную богатую завязь.

Важные правила

  1. Всю процедуру обрезания или удаления лишних побегов и отмерших листьев следует проводить рано утром, чтобы в течение дня ранка у растения успела «затянуться», подсохнуть.
  2. У старых кустов нужно раз в 5 дней удалять отмирающие побуревшие листья. Они не пропускают к основанию стебля свет и воздух, что может привести к его гниению из-за скопления лишней влаги.
  3. Следите за хорошим освещением верхушки растения. Нельзя направлять плети вдоль шпалер, потому что сформировавшийся «шатер» приведет к снижению урожайности из-за плохого освещения.
  4. Плети огурцов всегда стремятся вверх, куда бы вы их не направляли. Время от времени проверяйте курс плетей, который вы им задали, и покрепче крепите их к шпалере.
  5. Если вы решили высадить в теплице насекомоопыляемые огурчики, формировать куст следует исключительно в один стебель. Сразу после достижения верха шпалеры основной стебель необходимо прищипнуть.

Практические советы огородников

Обрезать огурцы можно только острыми стерильными инструментами. Отрывание плети приведет к возможной гибели растения из-за тяжелых ран. Если на побегах вы заметили много пустоцветов, не спешите их удалять. Возможно, сменив условия и подкормив кусты, вы сможете добиться созревание плода. Скорее всего, следует снизить уровень влажности почвы и сократить количество азота.

Все больные и пожелтевшие листья нужно удалять, потому что они приносят растению только вред. Они не участвуют в обменных и питательных процессах и могут стать очагом развития грибковых заболеваний. Раз в три дня делайте обход по теплице, выискивая и срывая омертвевшие листочки.

Если вы заметили замедление роста кустов, нужно провести осветляющую обрезку. Ее схема такая: срезаются все свисающие вниз побеги. На побегах следует оставить одну-две завязи огурчиков. Осветляющая процедура положительно сказывается на урожайности, снижая вегетативную массу куста.

Каждый сорт требует особого ухода, и это нужно учитывать. Только при правильном уходе возможен сбор богатого сочного урожая.

Презентация, доклад по биологии на тему Фотосинтез. Космическая роль зеленых растений (6 класс)

Презентация по биологии на тему Фотосинтез. Космическая роль зеленых растений (6 класс), предмет презентации: Биология. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 29 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

  • Главная
  • Биология
  • Презентация по биологии на тему Фотосинтез. Космическая роль зеленых растений (6 класс)

Слайды и текст этой презентации

Углублять и расширять представления о питании растений;
Рассказать об истории открытия фотосинтеза, об условиях, необходимых для этого процесса;
Прививать практические умения и навыки закладки и проведения опытов, и наблюдений;
Раскрыть космическую роль зеленых растений;
Подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека;

Двое правят жизнью на Земле:
Красное Солнышко
Да Зелёное Зёрнышко.

Дирекция фабрики История открытия фотосинтеза

Фотосинтез был открыт в конце 18 столетия. В изучение этого процесса внесли свой вклад многие ученые. В 1600 году Бельгийский естествоиспытатель
Ян ван Гельмонт поставил первый эксперимент по изучению питания растений.

Ян ван Гельмонт

Опыт Ван Гельмонта.

Объясните, за счет чего растение увеличилось в размерах и массе за 5 лет на 58 кг?

История открытия фотосинтеза

В 1771 году английский химик Джозеф Пристли проделал следующий опыт: он посадил мышь под стеклянный колпак, и через 5 часов мышь погибла. При внесении же под колпак веточки мяты мышь осталась живой.
Проблемный вопрос.
Как вы это объясните?

Итак, органические вещества – источники энергии для жизнедеятельности клетки. А где берут их организмы? Все организмы по источникам получения органических веществ делятся на 2 группы:

Автотрофы – самостоятельно синтезируют органические вещества из минеральных для своего питания (растения, некоторые бактерии).
Гетеротрофы – получают с пищей готовые органические вещества (животные, грибы, большинство бактерий).

История открытия фотосинтеза

Голландский ученый Ян Ингенхаус в 1779 году показал, что непременным условием удачного опыта является наличие солнечного света.
Правильное представление о процессе фотосинтеза дали ученые Сенебье, Буссенго.

Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920 г.)

К. А. Тимирязев – выдающийся русский учёный – ботаник, который внёс большой вклад в изучение фотосинтеза растений. Он установил, что этот процесс вызывают только поглощённые хлорофиллом солнечные лучи. Роль растений на Земле Тимирязев назвал космической. Благодаря зелёному растению накапливается энергия, которая поступает из космоса от Солнца.

Объясните полученный результат.

«Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез…. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу». К.А.Тимирязев

Фотосинтез
Газообмен
Испарение воды (транспирация)
Размножение
Листопад

Транспирация – испарение воды
растением.

Заполнить таблицу: «Фотосинтез»

Заполнить таблицу: «Фотосинтез»

Фотосинтез – процесс превращения углекислого газа и воды в углеводы и кислород под действием энергии солнечного света. Образующиеся углеводы используются в качестве пищи, а кислород поступает в атмосферу.

Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год?
Какое растение осаждает больше пыли на поверхности листьев: вяз или тополь? Почему?
Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей ( укроп, шпинат, салат, и т.д.) и временем суток? Почему?
Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему?
В сутки человек потребляет 430 г кислорода. Один гектар леса вырабатывает за час столько кислорода, сколько нужно для дыхания двухсот человек. Какую массу кислорода выделяет гектар леса за один час?
В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого гала потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов? Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц?

Почему не рекомендуют ставить много комнатных растений в спальнях?

«В сущности, что бы ни производил сельский хозяин, — он прежде всего производит хлорофилл и уже посредством хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т.д.».
К.А. Тимирязев

Способны ли фотосинтезировать растения, не содержащие хлорофилл?
Как же они тогда питаются?

Отдел учебного контроля.

Вопросы:
Что такое фотосинтез?
Что образуется в листьях при фотосинтезе?
Какие условия необходимы для фотосинтеза?
Какова космическая роль зеленых растений?

Выполнить тест:
1.Фотосинтез происходит …
а) в устьицах;
б) в межклетниках;
в) в хлоропластах,
Ответ: хлоропласты
2. В процессе фотосинтеза происходит …
а) поглощение кислорода и выделение углекислого газа
б) поглощение углекислого газа и образование
кислорода.
Ответ: поглощение углекислого газа и образование
кислорода
3. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, нужен растению для …
а) выделения его во внешнюю среду;
б) снабжения им всех частей растения.
Ответ: снабжения им всех частей растения

4. Хлорофилл в клетке находится …
а) в ядре;
б) в пластидах;
в) в цитоплазме.
Ответ: пластиды
5. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, является …
а) запасным питательным веществом;
б) побочным продуктом обмена.
Ответ: запасным питательным веществом
6. Первым изучил механизм роста растений…
а) Д. Пристли;
б) Ян Ван Гельмонт;
в) К.А.Тимирязев.
Ответ: Ян Ван Гельмонт
7. Какие вещества необходимы для фотосинтеза?
а) кислород и вода
б) кислород и углекислый газ
в) вода и углекислый газ
г) углекислый газ.
Ответ: вода и углекислый газ

Биологический диктант:
1. Виды питания….
2. Основная функция питания….
3. При почвенном питании растения поглощают….
4. При почвенном питании растения поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества с помощью….
5. Минеральные вещества, растворённые в воде из корня в другие части растения передвигаются по….
6. Поступление в корень воды и минеральных веществ происходит только в зоне….

Подготовить пар. 32, 33.
1. Сравнить процессы фотосинтеза и дыхания и ответить на вопросы:
2 .Выписать термины по теме «Фотосинтез» и дать им определение.
Творческие задания отдельным учащимся.
3.Составить рассказ об особенностях строения листа, связанных с осуществлением процесса фотосинтеза.
4.Зарисовать и объяснить результаты опытов Д. Пристли.

Урок по теме «Фотосинтез», 7 класс

Разработка урока по теме «Фотосинтез»

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Фотосинтез», 7 класс»

Урок «Фотосинтез», 7 класс

Читать еще:  Можно ли барвинок выращивать как комнатное растение?

Цель: познакомить учащихся со способами питания растений и основным их них – фотосинтезом.

1) рассказать об истории открытия фотосинтеза, об условиях, необходимых для этого процесса;

2) показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза;

3) продолжать прививать практические умения и навыки закладки и проведения опытов, наблюдений: на основе опытов доказать поглощение углекислого газа и выделение кислорода листьями на свету;

4) подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека;

5) обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.

Средства обучения: компьютер, демонстрационные таблицы и лабораторное оборудование, компьютерная презентация «Зеленое растение — живая фабрика».

Предварительная подготовка к уроку: за неделю до урока группа учащихся по инструктивным карточкам закладывает два опыта:

2. Выделение кислорода в процессе фотосинтеза.

Ученики, осуществляющие лабораторные исследования во время урока, проходят инструктаж по технике безопасности.

Педагогические технологии: проблемно-развивающее обучение, метод эвристических вопросов: «кто?, что?, где?, чем?, зачем?, как?, когда?» (словесная формула Цицерона), элементы эвристической беседы.

Оборудование: растения, выдержанные в темноте; лабораторное оборудование: спирт, стакан с водой, йод, раствор щелочи, вазелин, спиртовая горелка, стеклянные колпаки, стеклянные банки с крышками, лучина; таблица «Фотосинтез».

Планируемые результаты урока:

Ученик должен знать:

— что фотосинтез – воздушное питание;

— способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;

— условия, необходимые для протекания фотосинтеза;

— что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества;

— что атмосферный кислород – побочный продукт фотосинтеза.

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Учащимся предлагается совершить виртуальную экскурсию на фабрику «Зеленых растений», заглянуть в самые необычные цеха, узнать, что они производят и для чего это надо растению.

Учитель знакомит учащихся с историческим фактом (создание проблемной ситуации):

Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван Гельмонт

поставил опыт: поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растению в течение пяти лет не давали никакого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64кг 950г питательных веществ, для Ван Гельмонта осталось загадкой.

Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос, на который в свое время не смог ответить известный ученый.

Другой опыт был проведен ученым Д. Пристли. Он посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты мышь осталась живой.

В ходе обсуждения определяем, что листья растений – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Этот процесс является едва ли не самое замечательное биологическое явление, происходящее на нашей планете. Благодаря ему существует все живое на Земле. Речь пойдет о фотосинтезе. На уроке предстоит раскрыть механизмы этого биологического процесса.

Очень много зарубежных и отечественных ученых изучали механизмы этого удивительного процесса.

История открытия фотосинтеза

Бельгийский естествоиспытатель Ян Ван Гельмонт

Поставил первый физиологический эксперимент, связанный с изучением питания растений.

Английский химик Джозеф Пристли

Проделал опыт: посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты, мышь осталась живой. Ученый пришел к выводу, что зеленые растения способны осуществлять реакции противоположные дыхательным процессам.

Голландский врач Ян Ингенхауз

В ходе эксперимента обнаружил, что растения способны выделять кислород лишь в присутствии солнечного света и что только их зеленые части способны обеспечивать выделение кислорода.

Швейцарский ученый Жан Сенебье

Экспериментально доказал, что органические вещества в растениях образуются из углекислого газа, который под влиянием солнечного света трансформируется в зеленых органоидах растений.

Французский физиолог растений Жак Буссенго

В ходе лабораторных работ пришел к выводу, что вода так же потребляется растениями при синтезе органических веществ.

Немецкий ботаник Юлиус Сакс

Доказал, что соотношение объемов поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода равно 1:1. продемонстрировал образование зерен крахмала при фотосинтезе.

Проблемный вопрос: как доказать, что этот процесс действительно существует и очень важен для растений? (выслушиваются варианты ответов учеников). Экспериментальная проверка версии учащихся.

Демонстрация результатов опыта «Роль света для образования крахмала».

В качестве доказательства существования процесса фотосинтеза учащихся рассказывают, о том какой опыт они заложили и выдвигают гипотезы, каковы будут результаты эксперимента. Затем один ученик под руководством учителя демонстрирует опыт, подтверждающий образование крахмала в листьях на свету (к уроку закладывается опыт – «Проба Сакса») Другой ученик комментирует и фиксирует промежуточные и итоговые результаты эксперимента.

Для опыта используются растения – примула, герань или традесканция. Одно растение обильно поливают и для оттока крахмала помещают в темное место на двое суток. Другое растение оставляют на свету. Затем первое растение извлекают из шкафа, и на его листья прикрепляют фигурки, вырезанные из плотной черной бумаги. Оба растения выдерживают на свету в течение трех — четырех дней, осуществляя полив. Затем с каждого растения срезают по листу, выдерживают их две, три минуты в кипящей воде и помещают в стакан с горячим спиртом для получения вытяжки хлорофилла. Обесцвеченные листья обрабатывают раствором йода. На листе растения, которое побывало в шкафу, проявится конфигурация фигурки, прикрепленной к нему. Лист, который был всегда на свету, равномерно окрасится в синий цвет.

Учитель задает вопрос классу: «Какое вещество при обработке раствором йода окрасится в синий цвет?»

Крахмал при взаимодействии с йодом дает синюю окраску. При обсуждении результатов опыта учащиеся приходят к выводу, что в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется.

Учитель ставит перед учениками вопрос: как доказать, что в процессе фотосинтеза выделяется кислород? (учащиеся выдвигают гипотезы).

Одна из них: кислород – это газ, который поддерживает горение, а углекислый газ образуется при горении. Ребята вспоминают, что растения – это существа, обладающие всеми свойствами живого, одним из которых является процесс дыхания, в ходе которого они потребляют кислород, и выделяют углекислый газ. Ребята приходят к выводу, что необходимо создать условия для двух растений, одно из которых на свету будет осуществлять процессы фотосинтеза и дыхания, а другое в темноте будет только дышать.

Демонстрация результатов опыта, показывающего условии, необходимые для протекания фотосинтеза.

Учитель просит вторую группу учащихся рассказать, о том какой опыт они заложили, и продемонстрировать его результаты.

Для опыта берут две банки из светлого стекла. В каждую помещают по 2-3 веточки растения, чтобы растения не завяли, в банки наливают немного воды. Свечи, укрепленные на проволоке, зажигают и опускают в банки, закрыв их пробками. Свечи гаснут, что указывает на отсутствие кислорода и наличие углекислого газа, образующегося при горении. Свечи вынимают. Банки с растениями закрывают крышками, одну ставят в темное место, а другую – на свет. На следующий день банки открывают и опять опускают зажженные свечи. В банке, стоящей на свету, свеча горит, а в банке, находившейся в темноте, — гаснет.

Знакомство с растительными органоидами, которые играют главную роль в процессе фотосинтеза.

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света (от греч. «фото» — свет, «синтез» — образование).

Цвет растений – это цвет химического вещества хлорофилла (от греч. «хлорос» — зеленый, «филос»- лист), который находится в пластидах клетки в хлоропластах. Это вещество играет в фотосинтезе главную роль. Процесс фотосинтеза многоступенчатый. Он запускается, когда на молекулу хлорофилла попадает частица света (фотон). В процессе фотосинтеза выделяют две фазы. Световая фаза идет только на свету, она более длительна, темновая же в свете не нуждается. В световой фазе выделяется кислород, образуется энергия, в темновой фазе синтезируется углевод (глюкоза).

Римский оратор Цицерон говорил, что любой механизм или процесс можно описать, отвечая на семь простых вопросов – «кто? что? где? чем? зачем? как? когда?» Попробуйте и вы описать фотосинтез, отвечая на эти вопросы (выслушиваются варианты ответов учеников, предлагается ответ учителя).

По окончании беседы ученики заполняют таблицу «Фотосинтез»

2. Причина фотосинтеза.

3. Условия для фотосинтеза.

4. Побочный продукт фотосинтеза.

5. Фотосинтез — живая фабрика.

Фотосинтез – это процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света в зеленых листьях растений.

Необходимость растений в питательных веществах.

Наличие в листьях воды и углекислого газа, поглощение солнечного света.

Образование и выделение кислорода.

Аналоги и сравнения

«Живая фабрика в листьях»

Рост и развитие растений, накопление органического вещества.

Растения ежегодно образуют более 100 млрд. тонн органических веществ, выделяют в атмосферу около 145 млрд. тонн кислорода. 80% кислорода выделяется морскими водорослями и только 20% — наземными растениями, поэтому мировой океан иногда называют «легкими планеты». Затраты кислорода на дыхание человека, животных и растений компенсируются фотосинтезом. Содержание кислорода в атмосфере поддерживается в пределах 21%.

Учитель задает ученикам вопрос: «Как можно увеличить интенсивность фотосинтеза?» (учащиеся выдвигают гипотезы). Учащиеся предполагают, что если улучшить условия необходимые для фотосинтеза, то скорость его протекания увеличится.

Где и как можно создать такие условия?

В теплицах и парниках человек создает определенные условия: освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза.

Для чего человек создает такие условия?

Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян.

Учащиеся пробуют сами рассчитать количество продукции, получаемой в результате фотосинтеза.

Решение задач

Известно, что 50 м2 зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час?

(ответ: 8 кг углекислого газа. 200 человек)

В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого газа потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов? Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц?

(ответ: 42,85 кг; внесение в почву навоза, торфа обогащает надземный слой воздуха углекислым газом, который выделяется из почвы при разложении микроорганизмами органических веществ)

3.Закрепление изученного материала.

Что такое фотосинтез?

Что образуется в листьях при фотосинтезе?

Какие условия необходимы для фотосинтеза?

Какова космическая роль зеленых растений?

Б) в межклетниках;

В) в хлоропластах,

2. В процессе фотосинтеза происходит:

А) поглощение кислорода и выделение углекислого газа

Б) поглощение углекислого газа и образование кислорода.

3. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, нужен растению для:

А) выделения его во внешнюю среду;

Б) снабжения питательными веществами всех частей растения.

4. Первым изучил механизм роста растений:

Б) Ян Ван Гельмонт;

5. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, является:

А) запасным питательным веществом;

Б) побочным продуктом обмена.

Познавательные задачи:

Какое растение осаждает больше пыли на поверхности листьев: вяз или тополь? Почему? (у вяза лист шероховатый, он будет в 6 раз больше осаждать пыль, чем гладкой поверхностью листа тополь)

Существует ли взаимосвязь между количеством собранной массы листовых овощей (укроп, шпинат, салат и т.д.) и временем суток? (вечером масса будет большей, т.к. в это время накапливается максимум органических веществ, образованных днем в процессе фотосинтеза, а ночью происходит отток этих веществ в другие органы.)

Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему? ( нет, неправильно: органические вещества, образованные в зеленых листьях в процессе фотосинтеза, оттекают в белые листья кочана, где и накапливаются)

Данные задачи можно предложить отдельным учащимся в качестве домашней работы.

Домашнее задание: кроме материала параграфа учащимся предлагается ответить на приведенные ниже вопросы (по своему выбору).

Сравнить процессы фотосинтеза и дыхания, ответив на вопросы:

В какое время суток происходит?

Какой газ поглощается?

Какой газ выделяется?

Поглощается или выделяется тепло?

В каких клетках происходит?

Увеличивается или уменьшается масса?

Образуется или разрушается органическое вещество?

Во всех ли клетках листа образуются органические вещества? Привести доказательства своих рассуждений?

Составить рассказ об особенностях строения листа, связанных с осуществлением процесса фотосинтеза.

Придумать способы борьбы с загрязнением воздуха.

Выписать термины по теме «Фотосинтез» и дать им определение.

Зарисовать и объяснить результаты опытов Д. Пристли.

Данные задания предлагаются учащимся в зависимости от их творческих способностей и познавательных интересов.

Рефлексия. Что интересного было на этом уроке? Что было для вас трудным? Достигли ли мы поставленной цели урока? Что этому способствовало?

Выращиваем огурцы в теплице: основные агротехнические приёмы

Сорта и гибриды огурцов делятся на выращиваемые в открытом и в защищенном грунте. Первые, как правило, отличаются относительной скороспелостью и дружной отдачей урожая, растут врасстил и требуют пчелоопыления (хотя есть гибриды, склонные к партенокарпии или с частичной партенокарпией).

Огурцы для защищенного грунта приспособлены к выращиванию на шпалерах, к высокой влажности и перепадам дневных и ночных температур, имеют высокую потенциальную урожайность и продолжительный период плодоношения.


Огуречная теплица в июле. Фото: «Гавриш»

Что учесть при выборе сортов и гибридов огурцов для теплицы

1. Тип опыления

Завязь пчелоопыляемого сорта не может развиться без опыления, то есть без перенесения пыльцы с мужского цветка на пестик женского.


Завязь пчелоопыляемого сорта не может развиться без перенесения пыльцы с мужского цветка на пестик женского

У партенокарпических сортов и гибридов развитие плода может происходить без опыления. Партенокарпия бывает сильно выраженной – более 70% всех завязей на растении может развиться без опыления. А может быть и частичной – 30-70% завязей способны развиться без опыления, причем в начале роста партенокарпия выражена слабо и усиливается к концу вегетации. Для таких форм в начальный период требуется опыление пчелами или вручную.

2. Сроки выращивания

3. Хозяйственное назначение

Важная характеристика сорта или гибрида – это его хозяйственное назначение. Огурцы бывают:

  1. салатные (зеленцы употребляют в свежем виде);
  2. универсального типа (в первый период плодоношения плоды используют в свежем виде, а в более поздний период для консервирования);
  3. засолочные (предназначены для засолки, маринования и употребления в зимний период).

Направление использования зависит от качественных и количественных признаков зеленца, поэтому, пользуясь описанием плода, можно определить назначение сорта или гибрида.

Например, салатные огурцы (‘ F1 Месье Оливье салатный’, ‘F1 Московский салатный’, ‘F1 Зелёный крокодил’, ‘F1 Зелёный змей’) имеют гладкие или бугорчатые плоды от мелкого до крупного размера, довольно плотную кожицу, нежную или плотную мякоть. Как правило, они выращиваются в защищенном грунте, бывают партенокарпическими и пчелоопыляемыми. Плоды обычно белошипые, что связано с сохранением товарного вида (зеленой окраски) даже при перерастании. Обладают относительно высокой транспортабельностью.

Выбрать семена огурцов для теплиц вы можете с помощью нашего иллюстрированного каталога товаров от различных интернет-магазинов.

Современные салатные сорта и гибриды характеризуются генетически обусловленным отсутствием горечи. Лучшие салатные огурцы обладают хрустящей мякотью, приятным освежающим сладковатым вкусом и характерным огуречным ароматом. А чтобы получить вкусный, хрустящий, ароматный соленый огурчик, да еще способный сохраниться таким до следующего урожая, нужно взять для засолки зеленцы сорта или гибрида определенного типа.

Классический засолочный огурец (‘ F1 Погребок’, ‘F1 Посол’, ‘F1 Заначка’, ‘F1 Малосольный’, ‘F1 Кум-да-кума’, ‘F1 Гармонист’ ) небольшого размера (7-10, максимум 12 см), цилиндрической формы, c бугорчатой или мелкобугорчатой поверхностью, с нежной кожицей, небольшой семенной камерой, плотной консистенцией мякоти и высоким содержанием сахаров. Черношипые сорта и гибриды имеют более нежную кожицу, чем белошипые.

Пчелоопыляемые огурцы, выращенные в открытом грунте и собранные во второй половине лета, обладают более плотной консистенцией мякоти и содержат больше сахаров и витаминов, чем партенокарпические тепличные огурцы.

Читать еще:  Лисички Выращивание грибов в домашних условиях

4. Устойчивость

Существенно различаются сорта и гибриды также по устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, болезням и вредителям. В защищенном грунте огурцы поражаются настоящей мучнистой росой, ложной мучнистой росой, корневыми гнилями, оливковой пятнистостью, вирусными заболеваниямии т. д. В открытом грунте наибольший вред им наносит ложная мучнистая роса – пероноспороз. Подробнее о разных огуречных «недугах» вы можете прочесть в статье «Скорая помощь» для огурцов: профилактика и лечение болезней.

  • Термин «устойчивость»означает, что растения не поражаются или почти не поражаются заболеванием;
  • Термин «относительная устойчивость» означает, что растения поражаются заболеванием в незначительной степени;
  • Термин «толерантность» означает, что растения поражаются заболеванием, но несущественно снижают урожайность.

Специалисты компании «Гавриш» советуют отдавать предпочтение гибридам с комплексной устойчивостью, таким как ‘ F1 Изумрудные серёжки’, ‘F1 Хрустящая грядка’, ‘F1 Тёща’, ‘F1 Зятёк’. Как правило, они обладают сильной корневой системой, мощным вегетативным ростом, высокой урожайностью, а главное – мало поражаются болезнями. Они успешно противостоят настоящей и ложной мучнистой росе, корневым гнилям, пятнистостям.

Не менее экологически пластичны и новые гибриды для открытого грунта: ‘ F1 Дядя Фёдор’, ‘F1 Хуторок’, ‘F1 Посошок’ и один из самых устойчивых к болезням – ‘ F1 Заначка ‘. Эти огурцы стабильно плодоносят даже в самых неблагоприятных условиях. Такие гибриды обязательно надо иметь на огороде для подстраховки.

Советы агронома

1. Подвязывайте огурцы правильно!

Выращивание огурца в теплице – гарантия раннего урожая. Посадка в теплицу происходит в более ранние сроки, чем в открытый грунт. Кроме того, для выращивания в теплицах используют партенокарпические гибриды огурца букетного типа плодоношения, которые обладают огромным потенциалом. Это такие гибриды, как ‘ F1 Барабулька’, ‘F1 Бобрик’, ‘F1 Щедрик’, ‘F1 Капучино’, ‘F1 Кураж’, ‘F1 Гирлянда’, ‘F1 Лилипут’ .

Огурцы, растущие в теплице, необходимо подвязывать. Для подвязки можно использовать различные синтетические шпагаты, пеньку и другие материалы. Главное, чтобы они были прочные и эластичные.


Для подвязки можно использовать синтетический шпагат, пеньку и другие материалы . Фото: Гавриш

К подвязке огурцов приступают не ранее чем через 3-4 дня после высадки рассады. За это время молодые корешки успеют проникнуть в почву, растения закрепятся, а значит, вероятность их выдернуть будет очень мала.

Подвязка шпагата непосредственно к кровле может привести к обрушению конструкций и отрицательно скажется на формировании верхней части огурца. Поэтому обязательный элемент в теплице – шпалера.

  • В качестве шпалеры используют стальную проволоку не менее 3-4 мм в диаметре, ведь она должна выдержать все растения и урожай.
  • Закрепить проволоку лучше не только по краям, но и дополнительно, через каждые 3-4 м, чтобы избежать обрывания шпалеры.
  • Шпагат к шпалере привязывают намертво или скользящей петлей.
  • К растению шпагат привязывают в нижней части, таким образом, чтобы он не был натянут. Запас шпагата после подвязки должен составлять 10-15 см, к растениям его привязывают аккуратно, только свободной петлей, под первым-вторым настоящим листом, помня, что в процессе роста толщина стебля увеличится в 3-4 раза. Если шпагат сильно затянуть, то впоследствии он врежется в стебель растения, что может привести к его надламыванию или к поражению корневыми гнилями.
  • После закрепления шпагата его нужно аккуратно замотать вокруг растения так, чтобы через каждое междоузлие проходило минимум полвитка. Ни одно междоузлие не должно остаться без вниманияпри подвязке. Если междоузлия слишком длинные (более 15 см), то через них можно пропустить 1-2 витка.
  • Часто бывает, что на участок приезжают довольно редко. Если за это время растения переросли и завалились, то не следует подвязывать только лишь одну макушку, надо аккуратно подвязать каждый узел.
  • И самое главное в подвязке – обматывайте шпагат вокруг растения, а не наоборот!

2. Формируйте огурцы правильно!

Кто из огуречников не знает, как важно грамотно сформировать растение! Не укоротил вовремя боковые побеги, загустил посадки – и уже к середине лета в теплицу пробираешься с трудом. А в такой тесноте и любая болезнь распространяется быстро. Многие огородники этого не понимают и ленятся формировать огуречные растения.


Формируйте огурцы правильно! Фото: «Гавриш»

Сложного здесь ничего нет, а уж поверьте, правильно сформированное данное растение отплатит вам богатым урожаем высокого качества.

Итак, что следует знать:

  • Если огурцы в теплицах не формировать, их урожайность может значительно снизиться из-за угнетения растений, вызванного загущением, затенением и появлением стеблевых гнилей. К тому же, неудобно будет ухаживать за растениями и собирать урожай.
  • У большинства гибридов значительная часть урожая формируется на главной плети. Для поддержания благоприятного соотношения между вегетативной и генеративной частями растения формируют в 1 стебель.
  • Также следует обращать внимание на то, какой был выбран гибрид: ветвистого типа (‘F1 Кураж’, ‘F1 Кадриль’) или с ограниченным ветвлением – ‘F1 Бабушкин Внучок’, ‘F1 Дедушкина Внучка’ (первые требуют постоянного проведения операций по формированию куста, у других они могут быть сведены к минимуму).

Современные тепличныегибриды, образующиепреимущественно женские цветки, формируют следующим образом:

1. В течение первого месяца растения постепенно усиливают рост и достигают в высоту 50 см и более. В пазухах листьев у них образуются побеги и бутоны, которые необходимо удалять, чтобы сформировать мощное, хорошо облиственное растение.

2. В дальнейшем, примерно на протяжении такой же длины стебля, когда растения достигнут половины своей высоты, образующиеся боковые плети сохраняют, прищипывая у них верхушку над первым листом и женским цветком (первый ярус плодоношения). На этом участке формируется 4-5 побегов. К этому времени при хорошем уходе растения успевают сформировать сильный листовой аппарат, а улучшившиеся условия значительно усиливают процесс фотосинтеза.

3. Благодаря этому в течение следующего этапа роста, на протяжении еще 50-60 см, плети оставляют длиннее, прищипывая их над вторым листом и с двумя завязями. Отплодоносившие к этому времени нижние плети вырезают и выносят из теплицы.

4. На остальной части стебля до шпалеры побеги прищипывают еще дальше – над третьим-четвертым листом. На них одновременно формируется такое же число женских цветков.

5. На боковых побегах среднего и верхнего ярусов образуются новые плети второго порядка, которые прищипывают соответственно над первым листом и завязью и вторым листом с двумя женскими цветками (завязями). До конца вегетации из сформировавшихся зеленцов вырастают нормальной величины плоды.

К огурцам букетного типа цветения относят сорта и гибриды, которые формируют в каждом узле более 3 завязей (‘F1 Чудо букет’, ‘ F1 Изумрудная семейка ‘, ‘ F1Хрустящая грядка’ и др.). У букетных огурцов одновременно цветет большое количество женских цветков. Из-за этого возникает конкуренция между наливающимися плодами и цветами, в результате чего часть завязей желтеет и отпадает. Чтобы этого избежать, применяют следующую схему формировки:

  • Нижние 3-4 узла полностью ослепляют. До шпалеры удаляют все боковые побеги. Только в самой верхней части растения оставляют 2-3 побега, которые прищипывают после 2-3 листа.
  • Главный стебель пускают по шпалере и по достижении соседнего растения прищипывают. Формирование букетных огурцов в один стебель без боковых побегов обеспечивает прибавку как раннего, так и общего урожая. Такой способ стал возможен благодаря тому, что у букетных огурцов, в отличие от огурцов с небукетным типом цветения, на главном побеге обильно образуются завязи.
  • Необходимый прием регулирования роста – вырезка во второй половине периода вегетации (а иногда и раньше) старых желтеющих листьев в нижнем ярусе. Систематически удаляют также все уродливые и поврежденные плоды и мужские цветки (у партенокарпических гибридов).

Урок биологии на тему «Фотосинтез» 10 класс

МОУ «СОШ №33» п. Яйва

Александровский район

учитель биологии

Урок биологии на тему «Фотосинтез» 10 класс

Цель урока: формирование понятия фотосинтез с точки зрения метапредметности.

ü изучить особенности протекания процесса фотосинтеза;

ü закрепить знания о значении процесса фотосинтеза

ü формировать и развивать универсальные учебные действия;

ü развивать у учащихся умения использования и применения знаний из разных отраслей жизни

ü развивать творческое мышление и познавательную активность

ü воспитывать бережное отношение к растениям как к источнику жизни на Земле

Оборудование: компьютер, проектор, видеофильм «Фотосинтез», презентация «История фотосинтеза», раздаточный материал (задачи, стихи, схема фотосинтеза)

II. Активизация знаний.

III. Изучение нового материала.

1. История фотосинтеза.

2. Стадии фотосинтеза (просмотр видеофильма, заполнение схемы фотосинтеза)

3. Значение фотосинтеза.

IV. Закрепление материала (решение задач и творческих вопросов)

V. Домашнее задание.

VI. Рефлексия урока.

II. Активизация знаний.

Учитель: Эпиграфом нашего урока будут служить стихи Б. Пастернака:

«Во всем мне хочется дойти

В работе, в поисках пути

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней

До оснований, до корней,

Невозможно дойти до оснований, до корней, до сердцевины, используя данные лишь одной науки. И сегодня, ученые умы человечества заняты объединением знаний, накопленных разными науками, для восстановления единой картины мира. На сегодняшнем уроке мы с вами попытаемся проделать работу такого рода.

В течение предыдущих уроков мы изучали особенности строения клетки, с сегодняшнего урока начинаем разговор о процессах, которые идут в клетке. В частности об обеспечении клеток энергией.

III. Изучение нового материала.

1. История фотосинтеза (слайды презентации)

Демонстрация опытов Ван Гельмонта. Какой вывод можно сделать из данного опыта? Что растение питается не за счет воды и почвы, а есть какой-то иной способ питания.

Опыт Джозефа Пристли. Комментарии учащихся. Вывод: растения улучшают воздух, а животные его портят.

Так о каком процессе сегодня пойдет речь на нашем уроке? Тема урока «Фотосинтез»

2. Стадии фотосинтеза (просмотр видеофильма, заполнение схемы фотосинтеза)

В любом энергетическом процессе присутствуют накопители энергии. Биологическими аккумуляторами в процессе фотосинтеза являются два вещества. Ваша задача найти эти два вещества, используя учебник на стр. 47-48

АТФ АДФ + Ф + Е — роль запасание энергии

НАДФ. Н НАДН+ + Н+ — роль перенос атома водорода и одного электрона

Демонстрация видеоролика о фотосинтезе. Задание учащимся перед просмотром: используя видеоматериал и рисунок учебника, заполните в схеме фотосинтеза пропущенные слова и формулы. Один ученик может выполнить на доске, остальные проверяют у себя.

Акцентировать внимание на стадиях фотосинтеза: световой и темновой.

Результат световой стадии: атом водорода, энергия на восстановление АТФ и НАДФ . Н, атомарный кислород

Результат темновой стадии: соединение СО2 и атомом водорода с образованием молекулы глюкозы.

Вопрос классу: из чего образуется кислород? Кислород образуется при расщеплении молекулы воды под действием света – ФОТОЛИЗ. (записать в тетрадь)

А теперь давайте запишем суммарное уравнение фотосинтеза (ученик у доски)

6СО2 + 6Н2О С6Н12О6 + 6О2

3. Значение фотосинтеза.

Прочитайте стихотворение и сформулируйте значение фотосинтеза. Запишите в тетрадь.

Фотосинтез идет на свету круглый год.

И он людям дает пищу и кислород.

Очень важный процесс — фотосинтез, друзья,

Без него на Земле обойтись нам нельзя.

Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова –

Фотосинтез всему этому голова.

Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!

И озоновый слой будет нас защищать.

Дискуссия: В нашем поселке есть крупное предприятие, которое обеспечивает энергией не только наш поселок, но является поставщиком энергии для всего промышленного севера нашего Пермского края. Вы учитесь в энергоклассе, который был организован по инициативе дирекции этого предприятия (слайд презентации). Вопрос: Можем ли мы утверждать, что энергия, которая вырабатывается на ГРЭС, образовалась в результате фотосинтеза? ИЛИ Можем ли утверждать, что наше головное предприятие существует благодаря фотосинтезу? Что является топливом дл энергетики и связано ли это с фотосинтезом? Нефть, газ, уголь какое они имеют происхождение?

Вывод: работа электроэнергетики в какой то степени обязана фотосинтезу.

Назовите ещё одну отрасль народного хозяйства, где фотосинтез играет главнейшую роль? Сельское хозяйство. Докажите, что в сельском хозяйстве без фотосинтеза никуда.

4. Закрепление материала (решение задач и творческих вопросов)

Учащимся раздать задачи на листочках

Познавательные задачи:

1. Известно, что 50 м2 зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т. е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час? (ответ: 8 кг углекислого газа. 200 человек)

2. Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? (ответ: за 30 дней – 150 г; за 365 дне – 1825 г)

3. Какое растение осаждает больше пыли на поверхности листьев: вяз или тополь? Почему? (ответ: у вяза лист шероховатый, он будет в 6 раз больше осаждать пыль, чем гладкой поверхностью листа тополь)

4. Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей ( укроп, шпинат, салат, и т. д.) и временем суток? Почему? (ответ: вечером т. к. в это время накапливается максимум органических веществ, образованных днем в процессе фотосинтеза, а ночью происходит отток этих веществ в другие органы.)

5. Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему? (ответ: нет, неправильно. Органические вещества, образованные в зеленых листьях в процессе фотосинтеза, оттекают в белые листья кочана, где и накапливаются)

6. В сутки человек потребляет 430 г кислорода. Один гектар леса вырабатывает за час столько кислорода, сколько нужно для дыхания двухсот человек. Какую массу кислорода выделяет гектар леса за один час? (ответ: 3580 г)

7. В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого гала потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов? Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц? (ответ: 42,85 кг; внесение в почву навоза, торфа обогащает надземный слой воздуха углекислым газом, который выделяется из почвы при разложении микроорганизмами органических веществ)

8. писал: «В сущности, что бы ни производил сельский хозяин, — он прежде всего производит хлорофилл и уже посредством хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т. д.». какие агротехнические приемы способствуют накоплению хлорофилла и усилению процессов фотосинтеза в мякоти листа? (ответ: внесение в почву органических удобрений, соблюдение правил при посадке растений, хорошая освещенность, соблюдение правил полива растений и т. п.)

9. За 20 минут побег с листовой поверхностью 240 см2 поглощает 16 мг СО2. Определите интенсивность фотосинтеза, т. е. количество мг СО2, которое поглощается 1 м2 листовой поверхности за 1 час. (ответ 2000 мг.)

Сформулировать вывод урока: фотосинтез это сложный процесс, протекающий в две стадии. В результате фотосинтеза образуется атомарный кислород, необходимый для дыхания живых организмов и органическое вещество, необходимое для питания живых организмов. Многие горючие вещества имеют биогенное происхождение и также обязаны фотосинтезу. Используя знания о фотосинтезе в сельском хозяйстве, можно получать более высокие урожаи. Думаю, что сегодня мы процесс фотосинтеза рассмотрели с разных сторон и дошли до сути, до оснований, корней, до сердцевины.

5. Домашнее задание.

Читать параграф 10. Выполнить творческое задание дописать сказку и ответить на познавательный вопрос.

1. Продолжить сказку о фотосинтезе. «Инопланетяне решили уничтожить жизнь на планете Земля. Они выяснили, чтобы уничтожить жизнь, необходимо уничтожить фотосинтез …».

2. Ответить на вопрос. Если бы человек был способен к фотосинтезу, как бы изменилась его внешность, привычки, жизнь?

6. Рефлексия урока.

Используя 5 слов (фотосинтез, энергия, человек, питание, растение) сформулировать предложение, отражающее суть нашего урока.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector