Volkhp.ru

Аграрный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вегетативное размножение растений опыт в домашних

Лабораторная работа № 6 Тема: «Вегетативное размножение комнатных растений»

Лабораторная работа 6

Тема: «Вегетативное размножение комнатных растений»

Цель: сформировать умение размножать растения с помощью вегетативных органов.

Оборудование: субстрат для укоренения черенков, рассадные ящики, цветочные горшки, стаканы с водой, ножницы, нож, учебник, видеоурок и таблица «Вегетативное размножение».

1. Черенкование стеблей.

1. Внимательно рассмотрите побеги растений: традесканции, колеуса, бегонии.

2. Разрежьте побег на черенки с 2-3 листьями (узлами) на каждом. (Поскольку придаточные корни появляются раньше всего около узлов нижний срез нужно делать под узлом). Удалите нижний лист.

3. Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой.

2. Черенкование листьев.

1.Срежьте у сенполиии, сансевьеры листовую пластинку вместе с черешком и поставьте в воду (неглубоко).

2. Разрежьте длинный лист сансевьеры на листовые черенки длиной 5-7 сантиметров каждый.

3. Поставьте их в воду. При этом не спутайте верх и низ черенков.

3. Вставьте пропущенные слова: ФОТО – ПОДСКАЗКИ:

1. …………………. — это отрезок любого вегетативного органа.

2. ……………….. черенками (отрезок побега с несколькими почками) размножают многие деревья и кустарники (тополь, иву, смородину, розы), а также многолетние декоративные (флоксы) и комнатные растения (бальзамин, колеус, пеларгонию и др.).

3. ………………. черенками размножают садовую малину, шиповник, некоторые сорта яблонь и декоративных растений.

4. У таких растений как осина, рябина, тополь, сирень, вишня, малина, осот, иван-чай из придаточных почек на корнях вырастают побеги — ……………… отпрыски .

5. Некоторые виды комнатных растений — бегонию-рекс, сансевьеру, сенполию (узамбарскую фиалку) размножают …………………… черенками .

6. Смородину, крыжовник, калину, яблони можно размножать …………………….. , т. е. пригнуть весной молодой побег так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх. На нижней части побега под почкой надо надрезать кору, в месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землёй, верхушку побега подвязать к воткнутой в землю палке.

7. Летом от материнского растения земляники отрастает несколько ползучих побегов — …………….. , в узлах которых развиваются маленькие растеньица с листьями и корешками. Так же размножаются клюква, живучка, луговой чай и др.

8. …………………………. размножаются такие сорняки, как пырей, сныть, тысячелистник, подмаренник и многие ценные декоративные растения: ирисы, нивяник, ландыши, астры многолетние. Они быстро расселяются и размножаются, заполняя весь пахотный слой. Через несколько дней после прополки появляются новые побеги из почек, находившихся на оставшихся в почве кусочках.

9. …………………… размножают картофель, топинамбур. Когда клубней недостаточно, можно размножать ценные сорта частями клубня, глазками-почками, ростками и верхушками клубней — это тоже вегетативное размножение побегами.
10. ………………. размножают лук, тюльпаны, нарциссы, лилии.

Вегетативное размножение растений

Процесс вегетативного размножения имеет в основе стремление растения к восстановлению утраченных частей. При этом новые особи возникают без продуцирования семян или спор. Вегетативное размножение может происходить естественным путем или может быть вызвано искусственно растениеводом.

У многих растений, размножающихся половым путём, существует возможность вегетативного размножения. Для этого части(цы) растительной ткани обрабатывают химическими препаратами (гормонами).

Для размножения некоторых растений используют мерисистемные ткани, площадью всего лишь 1-2мм 2 . В любительских условиях большинство растениеводов используют черенки — части растения от нескольких квадратных сантиметров до одного дециметра, или длиной от 10см и более.

Разным видам растений, при вегетативном размножении, необходимы различные условия:

  • для укоренения черенка ивы, достаточно погрузить его в воду;
  • для размножения однодольных растений уже одной воды не достаточно.

Во многом отличия в условиях размножения определяются биохимическим составом тканей размножаемого растения. В большинстве случаев процесс корнеобразования длится 3-6 недель; от 2 до 6 месяцев необходимо, чтобы из черенка развился полноценный клон.

Возраст маточного растения, используемого при вегетативном размножении.

Способность к вегетативному размножению, с возрастом, у растений снижается. Обойти эту проблему возможно. Для этого необходимо помешать цветению. В этом случае способность взрослого маточного растения к вегетативному размножению возрастает, одновременно с этим возрастает и способность побегов к образованию корней. Для того чтобы остановить цветение, проводят обрезку растения: частичную или полную.

Обрезка растения приведёт к интенсивному отрастанию вегетативных (не образующих цветы) побегов. Чем больше вегетативной массы растения было удалено, тем быстрее и в большем количестве будут образовываться новые побеги, у которых способность к корнеобразованию будет выражена сильнее.

Побеги первой волны роста на стебле характеризуются наилучшей корнеобразующей способностью.

Ускоренного отрастания побегов добиваются сочетанием короткой обрезки с последующей выгонкой стебля при температуре не ниже 18 0 С.

Способность стебля к образованию корней зависит также и от возраста всего материнского растения. Чем старше растение, тем труднее оно поддаётся вегетативному размножению, даже при условии проведения предварительной короткой обрезки.

Способы вегетативного размножения включают:

  • черенкование;
  • размножение отводками;
  • размножение отпрысками и усами;
  • деление куста;
  • прививка;
  • размножение клубнями, луковицами и их частями;
  • культура тканей.

Практически все типы побегов и корней способны вегетативно размножаться, в том числе: стебли, прикорневые побеги, клубни, корневища, клубнелуковицы, луковицы и почки, у некоторых видов листья (например, каланхоэ).

Вегетативное размножение обычно считается методом клонирования. Однако есть несколько исключений, когда вегетативно размножающиеся растения не являются генетически идентичными. Корневые черенки ежевики без шипов, при черенковании, могут дать растение с шипами.

При размножении химерных сансевьерий (Sansevieria trifasciata), будут развиваться не вариегатные (зелёные) формы.

Прививка также не является клонированием в чистом виде, так как подвой и привой часто бывают разными видами (сортами).

Вегетативное размножение включает в себя только вегетативные структуры, то есть корни, стебли и листья.

Природные примеры вегетативного размножения.

Вегетативное размножение в природных условиях происходит, в основном, у травянистых и древесных многолетних растений. Этот процесс, в большей степени, является способом расширения биомассы растения, а не способом воспроизводства; в данном случае более подходит вегетативный рост, а не вегетативное размножение. Одним из основных достоинств этого процесса является омоложение растения.

Пример природного размножения: лук, чеснок, тюльпаны, нарциссы, гиацинты, гиппеаструм, крокус, малина, земляника.

Достоинства и преимущества вегетативного размножения перед половым размножением :
  • сохранение свойств материнского растения (исключения составляют растения химеры). Если выращенное из семени растение обладает высокими декоративными качествами, то для сохранения этих качеств у последующих поколений его размножают только вегетативным способом.
  • лёгкость размножения;
  • высокая скорость размножения.

Вегетативное размножение не применимо для большинства пестрых растений, потому что многие из них, на самом деле, являются химерами.

Пример растений, которые размножаются только вегетативным способом:

  • африканские фиалки (сенполии) — листовыми черенками;
  • канна — делением куста;
  • цитрусовые (лимон, апельсин, грейпфрут, мандарин) — прививками или черенками;
  • маниока — черенками;
  • ананас – черенками;
  • Vanilla — черенками.

Для того чтобы процесс вегетативного размножения завершился успешно, растительному материалу, который используется для размножения, создаются необходимые условия для укоренения.

В эти условия входят:

— субстрат для укоренения;

— обработка растительного материала химическими или биологическими препаратами стимулирующего или защитного действия.

В зависимости от видовых признаков, у каждого из растений существует период максимально благоприятный для проведения вегетативного размножения.

Размножение по месяцам года.

Материал для размножения (черенки, кусты, усы и т.д.), в зависимости от видовых особенностей, необходимо брать с растений, которые на этот момент находятся в определённой стадии активности: активного развития, покоя. В некоторых случаях учитывается ещё и фаза стадии: начальная, середина, конечная. У тропических растений стадии развития зависят от температуры окружающей среды; у некоторых растений — от интенсивности освещения или от засушливых/влажных периодов.

У растений умеренного пояса периоды активности или покоя определяются, в большей степени, длиной светового дня, в меньшей степени температурой окружающей среды.

Периоды благоприятные для вегетативного размножения растений.

Месяц

Виды растений

Материал для размножения

кустарники, многолетники, травянистые растения

Исследовательская работа «Вегетативное размножение комнатных растений» Выполнил: ученик 6 класса МКОУ «СОШ с.Екатерино- Никольское Духовников Кирилл Руководитель: — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВиктория Вознова

Похожие презентации

Презентация 6 класса на тему: «Исследовательская работа «Вегетативное размножение комнатных растений» Выполнил: ученик 6 класса МКОУ «СОШ с.Екатерино- Никольское Духовников Кирилл Руководитель:». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Исследовательская работа «Вегетативное размножение комнатных растений» Выполнил: ученик 6 класса МКОУ «СОШ с.Екатерино- Никольское Духовников Кирилл Руководитель: учитель: Хамикоева О.М.

2 Актуальность темы Цветы, как люди, на добро щедры. И щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие, теплые костры.

4 Актуальность темы На уроках биологии мы изучали тему «Вегетативное размножение», где знакомились со способами размножения комнатных растений и провели практическую работу по размножению таких растений как хлорофитум, толстянка, традесканция.

5 Укоренение черенков хлорофитума, традесканции и толстянки через 20 дней

6 Цель исследования: выявить лучшие способы вегетативного размножения растений на бегонии. Задачи: изучить способы вегетативного размножения растений; познакомиться с основными способами ухода за бегонией; провести опыты, выявляющие наиболее рациональный способ размножения бегонии в условиях своей школы.

7 Объект исследования: Комнатное растение бегония

8 Методы и приёмы Изучение литературы Исследовательский (постановка опытов, наблюдения за экспериментом.)

9 Что такое вегетативное размножение? Вегетативное размножение – это один из видов бесполого размножения. Оно свойственно почти всем представителям царства растений. Вегетативное размножение основано на стремлении организма к восстановлению утраченных частей

10 Способы вегетативного размножения -метод прививок

15 Биология бегонии Родина бегонии — тропическая Америка и Азия. Травянистые многолетние кустарники или лианы, есть эпифиты. Листья разнообразной формы, но чаще кососердцевидные, из-за чего бегонию называют «свиное ухо» Бегония – декоративное растение. При цветении образуются соцветия, которые могут быть различных оттенков. Бегония – светолюбивое растение, которое боится воздействия прямых лучей солнца.

16 Сорта бегонии Бегония Рекс Бегония светящаяся Бегония пальчатая Бегония борщевиколистная Бегония лазающая

18 Правила ухода за бегонией Летняя температура содержания бегонии должна быть не ниже градусов Цельсия, а зимняя-около +15 градусов Цельсия Опрыскивать это растение не следует. При опрыскивании на листьях растения появляются коричневые пятна. Для бегонии необходимы водонепроницаемые, лёгкие, богатые питательными веществами почвы Бегония плохо переносит резкие колебания освещённости и влажности. Чтобы растения при высадке не пострадали от солнечных ожогов и не привяли от ветра,их надо постепенно приучать к открытому воздуху Во время формирования цветков бегонии необходимо подкармливать специальными удобрениями в 2 недели один раз. Пересаживать бегонию следует только в тех случаях, если горшок, в котором она растет уже маленький для нее.

20 Опыт 1 Размножение бегонии стеблевыми черенками Цель: освоить способы действия при размножении бегонии стеблевыми черенками. Поставили черенки трёх сортов бегонии в воду

21 Опыт 2 Размножение бегонии с помощью листовых черенков Положили лист бегонии нижней стороной на влажную почву, предварительно нарезав жилки

22 Опыт 3 Размножение бегонии листовыми черенками Цель: освоить способы действия при размножении бегонии листовыми черенками. Вырезали из листа бегонии треугольники и укрепили их вертикально в почве Накрыли черенок стеклянным колпаком

23 Результаты исследования Наиболее удобным способом оказалось размножение стеблевыми черенками черенок дал корешки и мы укоренили его в почву

24 Результаты исследования Срез серединного листового черенка дал положительный результат: черенок дал корни, укоренился в почве, но для этого потребовалось больше времени.

25 Результаты исследования Метод размножения листовыми черенками не удался так как лист на котором был проведён опыт сгнил.

26 Выводы Знание особенностей вегетативного размножения растений позволит нам: украсить свой дом, класс, школу разнообразными комнатными растениями; создать уют и комфорт; улучшить экологическую обстановку, наше самочувствие и настроение.

Черенкование комнатных растений в домашних условиях

Существует несколько способов размножения растений — с помощью семян или вегетативно. Семенное размножение имеет ряд преимуществ. Но, чтобы сохранить все признаки исходного растения, применяют, в основном, вегетативное размножение. К способам вегетативного размножения относятся листовое и стеблевое черенкование, прививки, отводки, методы размножения с помощью культуры клеток и др. Некоторые растения в домашних условиях трудно черенкуются или нет возможности достать черенок, другие вообще невозможно размножить вегетативными способами, тогда приходится прибегать к семенному размножению. Но наиболее распространенным способом размножения растений в домашних условиях является именно черенкование.

Есть небольшая группа растений, способных давать новое растение из части листа как, например, сансевьера. Другим для воссоздания нового растения, помимо листовой пластики, требуется хотя бы часть черешка. Это бегония рекс, замиокулькас, узамбарская фиалка, алое, каланхое, крассула и др.

Другие растения способны воссоздать себя только из части стебля, которая несет одну или несколько почек. Таким способом можно размножить фикусы, гибискусы, абутилоны, цитрусовые, мирты, и многие другие растения. Я много лет успешно занимаюсь черенкованием различных деревьев, кустарников и лиан, которые выращиваю как комнатные растения. Хочу поделиться своим практическим опытом.

Время черенкования, выбор черенка

Лучшее время черенкования для подавляющего количества растений — весна-осень, период активной вегетации. Однако возможно черенкование и в другое время — растения, хоть и с большим трудом, но черенкуются. Когда с наступлением осенних холодов приходится заносить растения с балкона в комнату, места на подоконниках категорически не хватает, приходится сильно обрезать разросшиеся за лето растения. Срезанные ветки выбрасывать жалко, вот и приходится ставить их на укоренение.

Черенок берется обязательно со здорового устойчивого растения. Нельзя брать черенки с растения, перенесшего стресс. Плохо укореняются черенки, взятые с недавно купленных импортных растений. Дело в том, что эти растения для скорейшего достижения эффектного товарного вида простимулированы специальными веществами на цветение, плодоношение и рост, что угнетает у них процесс корнеобразования. По опыту, только через год растение начинает черенковаться с нормальным выходом.

Читать еще:  Диффенбахия растение в домашних условиях

Черенки должны быть полуодревесневшими, когда кора на верхушечной части черенка еще зеленая, а на уровне среза недавно одревеснела. Брать их лучше со свежего прироста этого года. Плохо укореняются черенки с перекормленных, особенно азотом, растений, — зачастую они просто сгнивают.

Большинство растений имеет волны роста: сначала молодые побеги активно растут, потом как бы замирают, затем опять начинают расти. Именно на стадии замирания желательно срезать черенки. У цитрусовых рекомендуется брать для укоренения побеги, которые из ребристых приобрели уже округлую форму. У многих цветущих растений нужной стадии для черенкования побег достигает сразу после цветения (бугенвиллея, плюмбаго, клеродендрум).

Обычно черенок содержит 3-5 почек для крупнолистных растений, таких как гибискус, абутилон, фикус. Для мелколистных растений, таких как мирт, количество почек больше, длина черенка составляет примерно 6-10 см. Черенки могут быть как верхушечными, т.е. срезанными с верхушки побега, так и промежуточными. Так, ветку бугенвиллеи или пассифлоры можно нарезать кусками по 3-4 почки и получить 5-10 черенков одновременно.

Грунт и емкость для черенков

Многие растения хорошо дают корни в воде, надо просто положить в воду таблетку активированного угля, чтобы вода не портилась. Желательно, чтобы посуда с водой не была прозрачной (темное стекло, непрозрачный пластик). Необходимо следить за чистотой воды, менять при необходимости. Так можно добиться роста корней у монстеры, сингониума, сциндапсуса, эпипремнума.

Другие растения (фикусы, мирты, гибискусы) тоже могут дать корни в воде, но при посадке черенков в землю корни заменяются на новые и растения долго привыкают к новым условиям. К тому же, процесс укоренения в земле проходит быстрее и менее безболезненно. Поэтому я предпочитаю укоренять черенки именно в земляном субстрате. Удачно, практически с 90% выходом в нем укореняются не только фикусы, гибискусы, но и мирты, евгении, метросидеросы, каллистемоны, маслины, плюмбаго, гранаты и многие другие.

Грунт надо брать обедненный органикой — она ни к чему, излишек органики вызовет только загнивание. Мой субстрат состоит на 50% из торфа и на 50% из песка с добавлением измельченного сфагнума. Сфагнум добавляется для облегчения грунта, для повышения влагоемкости и связывания субстрата, чтобы при пересадке укорененного черенка на постоянное место ком земли не разрушился. Важно, чтобы субстрат был простерилизован. В домашних условиях можно пропарить смесь в микроволновой печи. Я пропариваю в большой кастрюле, на дно кладу просеянный и промытый песок слоем в несколько сантиметров, на него торф, при необходимости сверху другие субстратные ингредиенты, пропариваю на плите 10-л кастрюлю 40 минут. При стерилизации убиваются все патогенные микро- и макроорганизмы, погибают сорняки.

Однако можно обеззараживать сустрат и без пропаривания, с помощью микробиологических средств Сияние или Восток-ЭМ1, по технологии подготовки субстрата для выращивания рассады, описанной в инструкции к препаратам. Для этого необходим запас времени более 2 недель, в течение которого микроорганизмы размножаются и подавляют патогенную микрофлору, имеющуюся в грунте.

После этого смешиваю песок, торф, добавляю сфагнум, раскладываю по прозрачным одноразовым стаканчикам, предварительно срезаю ножницами часть дна и стенки для получения дренажных отверстий. Прозрачная посуда позволяет отслеживать процесс корнеобразования — корни хорошо видны, не надо тревожить растение. Беру стаканчики на 200 мл для крупнолистных черенков и 100 мл — для мелколистных. После того как готовый субстрат разложен по стаканчикам, слегка его промачиваю. Нельзя допускать, чтобы субстрат стал слишком мокрым.

Подготовка черенков

У срезанной ветки надо сразу сделать косой срез под нижней почкой, лист удалить. Если есть млечный сок (у фикусов), обязательно подержать под струей воды до окончания соковыделения. Нижнюю часть черенка окунуть в Корневин и погрузить вертикально в стаканчик с субстратом до следующего листа так, чтобы вторая снизу почка была на уровне субстрата. Надо стараться, чтобы черенок в грунте сидел плотно, не болтался, для этого я не срезаю второй снизу лист, а немного углубляю его черешок в субстрат. Черенок должен иметь хотя бы еще одну-две почки, из которых разовьется будущее растение. Фикус каучуконосный, например, можно размножать куском стебля всего с одной почкой, но шансов у такого черенка дать новое растение будет меньше, чем у более длинного. У мелколистных черенков количество почек внутри субстрата и сверху будет больше. Иногда рекомендуют ранить ствол черенка (у цитрусовых, гибискусов). Это делается чистой иголкой — слегка царапается кора той части черенка, которая уйдет под землю.

Теплички и подсветка

После посадки надо опрыскать черенки водой с Цирконом и поставить в тепличку. Тепличка представляет собой емкость, накрытую полиэтиленовой пленкой, в которую входят с запасом по высоте черенки. Тепличку можно сделать из старого стеклянного, можно не совсем герметичного, аквариума, глубокого пластикового таза или контейнера. Мини-тепличку можно соорудить из 5-л или 1,5-л бутылки для воды, разрезав ее поперек.

Черенки должны находиться в условиях повышенной влажности до образования у них своих корней, которые возьмут на себя процесс снабжения растения водой. Но помимо 100% влажности черенкам для укоренения необходим свет. На солнце черенки ставить не рекомендуется, поскольку возможен перегрев внутри теплички, поэтому организуют дополнительное освещение. Лучше всего подходят для подсвечивания специальные фитолампы, особенно светодиодные, но вполне достаточно использовать более дешевые, хоть и менее экономичные, люминисцентные лампы. Кстати, среди них есть энергосберегающие фитолампы, которые, правда, дают не очень приятный для глаз розовый свет.

Световой день оптимально должен длиться 12 часов. Соблюдение дня и ночи обязательно. Оптимальная для укоренения температура составляет +25 градусов, при более низких температурах корнеобразование идет неохотно. Для многих растений (например, бугенвиллей) желателен нижний подогрев, когда температура субстрата выше температуры воздуха. На моих стеллажах это достигается нагревом от люминисцентной лампы, которая освещает расположенную ниже полку.

Первые результаты укоренения я ожидаю через 2 недели для миртов, мелалеук, каллистемонов, розмаринов, абутилонов, инжира, фикусов. Через месяц — для гибискусов, бугенвиллей, метросидеросов, евгений, псидиумов, цитрусовых, маслин. Аккуратно достаю стаканчики — образовавшиеся корни хорошо видны сквозь прозрачные стенки стаканчиков.

Как адаптировать укоренившиеся черенки к комнатным условиям

Черенки укореняются в тепличке при влажности, близкой к 100%. При резком переносе их в комнатные условия после образования корней наблюдается частичное увядание листьев. Чтобы этого избежать и дать черенкам возможность акклиматизироваться к окружающим условиям, некоторые растения достаточно опрыскивать несколько раз в день, другие приходится помещать на несколько дней в неплотно закрытые теплички, часто проветривать, постепенно приучая к сухому воздуху.

Через 2 недели после пересадки в горшки укорененные черенки можно начинать подкармливать, чтобы поддержать активный рост молодых растений.

Размножение фиалок в домашних условиях

Содержание:

Способы размножения фиалок

Способов размножения комнатных фиалок есть несколько и их нельзя однозначно назвать простыми или сложными, как и процесс их размножения в целом. Фиалки прихотливые и деликатные растения, но те, кто выращивает длительное время, уверенно утверждают, что с опытом это становится абсолютно просто. В чем тонкости, какие есть особенности, и какой способ дает наибольшую вероятность укоренения нового растения, расскажем далее.

Есть вегетативные способы размножения: листком, целым или его частью и цветоносом, или методом посева семян. У каждого есть свои плюсы и минусы, чтобы каждый понял, как ему будет проще, опишем каждый способ подробно.

Размножение фиалки листом

Размножение фиалки делением листа или целым листом является наиболее распространенным и простым способом. Здесь все примитивно и просто: с материнского растения срезается или аккуратно отрывается здоровый лист и высаживается в грунт. Можно дождаться отрастания корешков в воде и только после этого, зная наверняка, что корни уже есть, сажать в землю. Это уже индивидуально для каждого. Для проращивания в магазине подбирается специальная почва для фиалок (может еще называться «для сенполий»). Если проращивание происходило в воде, то укорененные черенки высаживаются в почву с большой осторожностью, так как корень очень хрупкий и чувствительный.

Если нет возможности укоренить целый лист, или хочется с одного листочка получить несколько розеток, то есть варианты разделения листа. Из него срезается верхняя часть, но не горизонтально, а по прожилкам (срезается треугольник) и эта часть высаживается для образования розеток.

Можно по прожилкам разделить на несколько сегментов весь лист и высадить их все в своеобразную тепличку, тогда расточек будет создано гораздо больше. Это, конечно, несколько ювелирная работа, требующая аккуратности, навыков и очень острого инструмента (использование которого тоже требует аккуратности и навыков), но при большом желании стоит попробовать. Первый раз может не получиться, но с каждым последующим все будет становиться намного проще.

Стоит отметить, что не все фиалки подвергаются такому способу размножения. Распространенные и любимые «фиалкоманамы» сенполии при таком методе размножаются очень хорошо, а вот для химер он не подходит, сортовые признаки при отделении листа не передаются.

Размножение фиалок цветоносами

Сразу же предупреждаем, что не все цветоносы пригодны для размножения, поэтому их следует сначала аккуратно осмотреть, а потом уже определить, использовать ли таким образом, или все же срезать лист. Так, если на цветоносе несколько ниже цветов есть маленькие листочки, то он может стать основой для новой фиалки.

Здесь опять же есть два варианта: можно просто пригнуть такой цветонос к земле, давая ему возможность отрастить, таким образом, корни, или аккуратно его срезать и укоренить как листочек. При выборе варианта стоит руководствоваться тем, как расположен цветонос и не травмирует ли загибание растение.

При размножении, таким образом, сортовые признаки всегда передаются, в чем плюс, но есть два минуса. Во-первых, цветоносы с листочками случаются редко, во-вторых, не всем хочется лишать свою красавицу основного его украшения — цветов.

Размножение фиалки семенами

Размножение фиалки семенами тоже практикуется, но не слишком часто и на это есть две веские причины. Первой является то, что этот процесс длительный, кропотливый и ненадежный, а второй, что при посеве семян не сохраняется исходный сорт растения, то есть размножается фиалка, но не такая же. Метод применяется в основном как раз для выведения новых сортов.

Способ посева семян, как и можно уже понять, применяют селекционеры. Чтобы подготовить энтузиастов к будущим результатам отметим, что расти после первого цветения продолжат не более 1-3% нововыведенные растений, все остальные станут непригодными и выбросятся. Кроме этого, пророщенные ростки потребуют постоянного надзора, контроля и ухода, поэтому в домашних условиях такой способ не считается целесообразным и вообще реальным, поэтому рекомендуем выбрать любой способ вегетативного размножения фиалки.

Вегетативное размножение фиалки

В статье было предоставлено два варианта вегетативного размножения фиалки: цветоносом и листком или его частью. Они используются чаще всего и дают неплохие результаты. Есть и третий вариант — размножение боковыми розетками, детками.

Детки вырастают довольно часто. Это может быть вызвано травмой растения, извлечением стебля взрослого растения или же может быть видовой особенностью. Детки могут отрастать в пазухах листьев или на стебле, но и так, и так их достаточно легко отделить. Отделение деток вообще рекомендуется для того, чтобы они не мешали развитию и росту основного растения. Однозначным плюсом такого способа размножения является абсолютное повторение видовых признаков и простота, тем более, детки довольно быстро укореняются.

Как вырастить фиалку из листа, видео

И в завершение полезное видео и выращивании фиалок из листа.

Как размножать комнатные растения ВЕГЕТАТИВНО?

Вегетативное размножение комнатных растений — оптимальный вариант в большинстве случаев. Существует несколько способов вегетативного размножения домашних растений, которые не одинаково эффективны и имеют свои тонкости.

Мы рассмотрим различные способы и дадим рекомендации, чтобы Вы могли успешно размножать вегетативно комнатные растения и цветы.

ДОПОЛНЕНИЯ К СТАТЬЕ:

Способы вегетативного размножения растений:

1. НАДЗЕМНЫЕ ЧАСТИ ПОБЕГОВ:

а) стеблевые черенки (бальзамин, традесканция, хризантема)

б) деление куста (аспидистра, маргаритка, примула, флоксы)

г) усы (камнеломка, хлорофитум).

2. ЛИСТ:

а) листовые черенки (каланхоэ, бегония, очиток, глоксиния, фиалка)

б) часть листа (бегония Рекс, сансивьера).

3. КОРЕНЬ:

а) корневые отпрыски

б) корневые черенки.

4. ПОДЗЕМНЫЕ ВИДОИЗМЕНЕННЫЕ ПОБЕГИ:

в) луковица (тюльпан, лилия, нарцисс)

г) клубнелуковица (гладиолус).

Вегетативное размножение комнатных растений имеет ряд достоинств и широко распространено среди любителей и цветоводов-специалистов.

  • Вегетативное размножение – единственная возможность сохранить сортовые свойства материнского растения (запах, окраска, махровость, форма и др. признаки).

Вегетативные органы растений

Только вегетативное размножение позволяет передать чистоту сорта и многовековые достижения селекционеров. Растения, размноженные вегетативно, быстрее начинают цвести, чем семенным способом.

1. Размножение растений стеблевыми черенками:

Теперь переходим к размножению растений стеблевыми черенками. Стеблевые черенки – это части стебля.

ПОДГОТОВКА ЧЕРЕНКОВ:

У растений с корой (фикус, олеандр) берут одеревенелые побеги. Черенки растений с мясистыми листьями (суккуленты) сажают после подсушивания.

А тех, которые выделяют млечный сок, ставят в теплую воду до тех пор, пока он не перестанет выступать, а после срез обрабатывают мелким древесным углем.

  1. Выбирают не цветущий, здоровый и крепкий побег. Если срезаете черенок без верхушки побега, то удостоверьтесь, что на нем помимо междоузлий есть и хотя бы один узел.
  2. Черенки срезают наискось чистым ножом под самой почкой (глазком) или листом длиной 7-12 см в зависимости от вида растения с 3-4-мя листьями.
  3. Срезают листья полностью (нижнюю пару обязательно) или обрезают часть листовой пластинки. Лишняя зеленая масса снижает шансы на укоренение черенка, так как листья потребляют питательные вещества и испаряют влагу.
  • В зависимости от вида растения оставляют разное количество зеленой массы, например у цитрусовых оставляют только одну пару листьев и сами листья обрезают наполовину.
Читать еще:  Долларовый цветок уход в домашних условиях

ПОСАДКА ЧЕРЕНКОВ:

  1. Травянистые черенки сажают в специально подготовленную почвенную смесь (торф и песок 1 к 1) на глубину в 1-2 см, а одеревенелые – 2-3 см. Расстояние между черенками – 5-6 см.
  2. Емкость с черенками накрывают пленкой или стеклом, при этом оставляя небольшое отверстие или щель для вентиляции. Это позволяет создать высокую влажность воздуха, в которой нуждается черенок, так как он еще не может добывать влагу самостоятельно.

В свою очередь, черенки с мясистыми листьями и сочным стеблем, особенно суккуленты лучше не накрывать.

ВАЖНО! Черенки многих видов растений часто помещают в воду. В ней они быстро пускают корни, но такие корешки более хрупкие и плохо приспособлены к почве, а после пересадки часто погибают вместе с черенком или начинают формировать новую корневую систему и выживают.

Поэтому, в воду лучше помещать черенки только некоторых видов растений (традесканция, фикус, филодендрон и др.) или сразу высаживать в почвенную смесь.

УХОД:

Выбирают светлое место без попадания прямых солнечных лучей с температурой +20—25°С. Черенки утром и вечером опрыскивают теплой водой и проветривают.

Загнившие черенки удаляют или пробуют спасти, обрезав до здоровой ткани и заново посадив. Примерно через 15-30 дней появляются корни, и черенки начинают расти.

После этого растения подготавливают к комнатной температуре, постепенно снимая пленку или стекло: 1-й день – на 1-2 часа днем, 2-й день – на 2-3 часа, а на 8-10-й убирают вообще.

ПЕРЕСАДКА:

Теперь растение можно пересадить в новый горшок: вместе с комом земли возле корней его помещают в более рыхлый питательный субстрат, чем у взрослых экземпляров с большим слоем дренажа.

На первые 7-10 дней растение помещают в затененное место и каждый день опрыскивают. Следующей весной (март-апрель) растение пересаживают в новый горшок.

ПОЧЕМУ ГИБНУТ ЧЕРЕНКИ?

  1. Пересушивание. Низкая влажность воздуха или нерегулярное опрыскивание.
  2. Загнивание. Недостаток свежего воздуха или переизбыток влаги. Проветривайте два раза в день черенки и обеспечьте правильный полив.
  3. Ожоги. Притемняйте растения и не допускайте попадания прямых солнечных лучей.

ЧЕМ ОПАСНЫ И ПОЛЕЗНЫ СТИМУЛЯТОРЫ УКОРЕНЕНИЯ ЧЕРЕНКОВ?

Стимуляторы являются дополнительным фактором для успешного укоренения черенка, но, ни в коем случае не определяющим. Они только помогают растению сформировать корневую систему.

  • Самые популярные стимуляторы для укоренения: индолилмасляная кислота – ИМК, индолилуксусная кислота – ИУК, нафтилуксусная кислота – НУК, гетероауксин (смесь перечисленных кислот в определенной пропорции) и янтарная кислота.
  • натуральные стимуляторы: сок алоэ, янтарная кислота. Они способствуют образованию корней у черенка и ускоряют развитие растение.

КАК ПРАВИЛЬНО ОБРАБОТАТЬ ЧЕРЕНОК СТИМУЛЯТОРОМ ДЛЯ УКОРЕНЕНИЯ?

В раствор со стимулятором необходимо опускать нижнюю часть черенка. Погружать черенок полностью в раствор – специалисты не рекомендуют.

После обработки стимулятором черенок нужно промыть чистой водой, а уже затем производить посадку.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ?

  • черенок – это любая часть стебля отделенная от него и способная стать самостоятельным растением при благоприятных условиях.
  • черенки растений, которые плохо укореняются или срезаны в неблагоприятный сезон рекомендуют перед посадкой обработать стимулятором роста (гетероауксин и др.).
  • некоторые виды (гибискус и др.) начинают пересаживать после образования каллуса (белые наплывы на месте новых корней).
  • лучше укореняются черенки в глиняных, чем пластиковых горшках, так как кислороду легче проникать в почвенную смесь.
  • лучше использовать горшки небольшого размера и черенки рассаживать по его периметру, чтобы к корням поступало большее количество кислорода.
Размножение делением куста

Вегетативное размножение делением или разделением куста прекрасно подходит для растений, которые разрастаются существенно в ширину.

Во время пересадки (весна) растение разделяют или разрезают, но не разрывают (!) на несколько частей. У каждой части должны быть ростовые почки и достаточная корневая система.

  • Многие из растений (аглаонема, сансивиерия и др.), которые в основном размножают делением куста, любят тесный горшок и после пересадки в свободный горшок они долго не растут.
Размножение отводками и усами

Данный способ, как и размножение с помощью усов подробно описан в статье-дополнении: «Способы размножения комнатных растений». Ссылка вверху статьи.

2. Размножение растений листовыми черенками:

Листовые черенки – это размножение при помощи части листа или целиком.

ВАЖНО! При размножении листовыми черенками нельзя использовать стимуляторы для укоренения.

Размножение целым листом с черешком

Данный способ хорошо подходит для размножения глоксинии, каланхоэ, сенполии, некоторые виды бегонии и мелколистной пеперомии.

  1. Срезают возле основания растения крепкий и здоровый лист. Длина черешка зависит от субстрата, в который лист будет помещен: вода – 4-7 см, почвенная смесь –1-2 см. Срез делают строго поперек.

СУБСТРАТ:

  1. В качестве субстрата используют смесь песка и торфа в равной пропорции. В субстрате делают углубление и помещают в него лист, направив его нижнюю сторону к стенке горшка.
  2. При этом лист должен быть над почвенной смесью и не касаться ее, а вокруг черешка необходимо уплотнить субстрат.
  3. Емкость накрывают стеклом или пленкой, оставляют щель или два раза в сутки проветривают саженец.
  4. Через некоторое время стекло или пленку снимают: если лист не вянет, то он пустил корешки.

После укоренения у листа активно развивается корневая система и затем начинается рост надземной части.

ВОДА. Лист с черешком чаще помещают в стакан с водой. В этом случае легко контролировать процесс образования корешков и время пересадки в почву.

Размножение листом

Способ успешно применяют для размножения суккулентов.

  1. Здоровые и большие листья срезают и подсушивают 1-2 дня.
  2. Сверху субстрата насыпают влажный песок и на него выкладывают листья: большие ставят основанием листа вниз, а мелкие кладут целиком и немного вжимают.
  3. После того подрастут новые побеги или молодые розетки листьев растения можно рассаживать по горшкам.
Размножение частью листа

Данным способом часто размножают сансивиерию, некоторые виды бегонии (королевская, Мэсона), алоэ и многие суккуленты.

  1. Берут часть листовой плсатинки у бегонии 2-4 см в длину с основанием, а у сансивиерии нарезают лист на части по 5-6 см в длину.
  2. Части листа высаживают в очень рыхлую смесь (торф/песок) или просто влажный песок или вермикулит. Их поддерживают в стоячем положении с помощью опор.
  3. Ежедневно опрыскивают, обеспечивают достаточное тепло и освещение.
  4. После образования крепких корней растение пересаживают в горшок.

Описание размножения частью листа

  • По мнению опытных цветоводов, успешность укоренения данного способа составляет — 30-40%.

3. Размножение растений корневыми черенками:

Корневой черенок – размножение частью корневой системы.

РАЗМНОЖЕНИЕ КОРНЕВЫМИ ОТПРЫСКАМИ:

Деление корневыми отпрысками происходит легко, так как отпрыск – это маленькое растение с самостоятельными корнями, которые приспособлены к почве.

Во время пересадки отпрыски срезают ножом и сразу пересаживают в маленькие емкости. Солнцелюбивые растения притемняют первые 2 дня.

4. Размножение растений делением корневища и клубнями:

Делением корневища и клубнями размножают клубневые бегонии, глоксинии, каладиумы и другие растения.

  1. Клубни проращивают в теплом и влажном месте.
  2. Пророщенный клубень с помощью ножа разделяют на несколько частей, чтобы у каждой части был минимум один глазок (почка). Срезы присыпают мелким древесным углем.
  3. Части клубней сажают в почвенную смесь.
Размножение растений детками

В отличие от корневого отпрыска, детка может вырасти на стебле, листе или цветоносе. Такое молодое растение размножать у большинства видов не сложно, особенно легко у кактусов и каланхоэ.

  1. Детку снимают с материнского экземпляра и кладут сверху на субстрат в горшке. До появления корешков не поливают.

Размножение детками луковичных растений сохраняет их сортовые особенности, но у разных видов этот процесс проходит с разным успехом.

На этом заканчиваем рассказ о вегетативном размножении комнатных растений и цветов с описанием способов (стеблевыми черенками, корневыми черенками, делением корневища и др.).

Желаем вам успешного размножения любимых растений и цветов!

Брянский областной эколого-биологический центр, ГАУ ДО

Направления деятельности

Главное меню

Занимательные опыты по ознакомлению детей с растениями в теплице
Автор: ЭБЦ
30.09.2014 15:51

ОПЫТЫ ПО ВЕГЕТАТИВНОМУ РАЗМНОЖЕНИЮ РАСТЕНИЙ

«Размножение растений стеблевыми черенками»

Цель: освоить способ размножения растений стеблевыми черенками.

Оборудование: горшок с землей, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения, резиновые перчатки.

1. Осторожно срежьте стеблевой черенок с 3-4 листьями с растения гибискус.

2. Удалите с них два нижних листа.

3. Сделайте в почве углубление

4. Поместите черенок в почву так, чтобы нижний узел был скрыт почвой.

5. Присыпьте черенок землей.

6. Аккуратно полейте.

7. Накройте черенок стаканом.

8. Оформите протокол опыта

9. Сделайте вывод.

«Размножение растений листовыми черенками»

Цель: освоить способ размножения растений листовыми черенками.

Оборудование: горшок с влажным песком, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения, резиновые перчатки.

1. Осторожно срежьте лист с растения пеперомия

2. Сделайте в песке углубление.

3. Поместите листовой черенок в углубление и присыпьте черенок песком.

4. Полейте небольшим количеством воды

5. Накройте черенок стеклянным стаканом

6. Оформите протокол опыта

7. Сделайте вывод.

«Размножение растений ползучими побегами»

Цель: освоить способ размножения растений ползучими побегами

Оборудование: горшок с почвой, ножницы, стакан с водой, резиновые перчатки.

1. Осторожно срежьте с материнского растения хлорофитум маленькое растеньице с корешками

2. Сделайте в почве углубление

3. Поместите туда маленькое растение и аккуратно присыпьте землей

4. Полейте растение

5. Оформите протокол опыта

6. Сделайте вывод.

«Размножение растений отводками»

Цель: освоить способ размножения комнатных растений отводками

Оборудование: горшок с почвой, стакан с водой, шпильки, резиновые перчатки.

1. Осторожно пригните побег сингониума так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх.

2. Закрепите этот побег на грунте другого горшка с помощью шпилек (1-2)

3. Закрепив отводок сингониума, слегка присыпьте его землей.

4. Полейте небольшим количеством воды

5. Отделяется дочерний побег не сразу, а после укоренения молодого растения.

6. Оформите протокол опыта

7. Сделайте вывод.

Опыт «Движение к свету»

Цель опыта: установить, что растению нужен свет, и оно ищет его.

Оборудование: растение (напр., лимон, гибискус, пеларгония).

Ход опыта: поставить растение у окна на три – четыре дня. Развернуть растение на 180 градусов и оставить еще на три-четыре дня.

Наблюдения: листья растения поворачиваются к окну. Развернувшись, растение

меняет направление листьев, но через некоторое время они снова поворачиваются к свету.

Вывод: Растение содержит вещество под названием ауксин, который способствует удлинению клеток. Накопление ауксина происходит на темной стороне стебля. Излишки ауксина заставляют находящиеся на темной стороне клетки вырастать длиннее, из-за чего стебли растут по направлению к свету. Это движение называется фототропизм. Фото —

значит свет, тропизм — движение.

Опыт «Дыхание растений»

Цель опыта: узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух.

Оборудование: растение (традесканция, плющ, пахистасис), вазелин.

Ход опыта: намазать толстый слой вазелина на верхнюю поверхность нескольких листьев. Намазать толстый слой вазелина на нижнюю поверхность нескольких листьев. Ежедневно в течении недели наблюдать за растением, есть ли какая-нибудь разница между листьями, обмазанными вазелином сверху и снизу.

Наблюдения: листья, на которых вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда как другие не пострадали.

Вывод: Отверстия на нижних поверхностях листьев – устьица служат для движения газов внутрь листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист необходимому для его жизнедеятельности углекислому газу и препятствуя выходу из листа избытков кислорода.

Опыт «Испарение воды растениями».

Цель: познакомить детей как растение теряет влагу через испарение.

Оборудование: растение (аукуба, декабрист, лимон), полиэтиленовый пакет, клейкая лента.

Ход опыта: поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клей

кой лентой. Поставить растение на 3-4 часа на солнце. Посмотреть, каким стал пакетик изнутри.

Наблюдения: на внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен туманом.

Выводы: растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по стеблям, откуда испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн воды за день. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру и влажность воздуха. Потеря влаги растением через устьица называется транспирацией.

Опыт «Растению нужен свет»

Цель опыта: подвести детей к выводу о необходимости света для растений. Выяснить, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.

Оборудование: два маленьких одинаковых зелёных растения (кислица), черный пакет.

Ход опыта: поместить одно растение на солнце, а другое спрятать под черный пакет. Оставить растения на неделю. Сравнить затем их цвет. Поменять растения местами. Оставить растения также на неделю. Сравнить опять растения.

Наблюдения: растение находящееся под пакетом, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зеленым как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло.

Вывод: для того, чтобы растение зеленело ей нужен зелёное вещество — хлорофилл который необходим для фотосинтеза. Чтобы в растении произошёл фотосинтез, им нужен свет. Когда нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из — за этого растение бледнеет и рано или поздно умирает. Зеленые водоросли живут на глубине до ста метров. Чем ближе к поверхности, где больше всего солнечного света, тем они обильнее. На глубине ниже ста метров свет не проходит, поэтому там зелёные водоросли не растут.

Опыт «Воздушные корни»

Цель опыта: выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений.

Оборудование: хлорофитум, камнеломка, монстера, прозрачная емкость, с плотной крышкой и с водой на дне, решётка.

Ход опыта: выяснить, почему в джунглях есть растения с воздушными корнями (в

джунглях мало воды в почве, корни могут её взять из воздуха). Рассмотреть с детьми воздушные корни монстеры. Рассмотреть растение хлорофитум, найти почки — будущие корни. Поместить растение в емкость с водой на решётку. Закрыть плотно крышкой. Наблюдать в течении месяца за появлением «тумана», а затем капель на крышке внутри емкости (как в джунглях).

Рассматривают появившиеся воздушные корни и сравнивают с монстерой и другими растениями.

Наблюдения: это говорит о том, что растение приспособлено брать воду из воздуха, хотя мы его и не поливали, а затем необходимо поставить это растение в комнате как другие растения. Растение живет, как и прежде, но корни на растении засохли.

Вывод: в джунглях в почве влаги очень мало, а в воздухе ее много. Растения приспособились брать ее из воздуха при помощи воздушных корней. Там где сухой воздух они берут влагу из земли.

Опыт «Растение хочет пить»

Цель эксперимента: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Подвести детей к выводу о том, что для растений нужна вода.

Оборудование: два цветка пеларгонии, лейка с водой.

Ход опыта: выяснить у детей, нужна ли вода растениям. Два растения поставить на солнышко. Одно растение полить, а другое нет. Понаблюдать за растениями и сделать вывод. Полить это растение и понаблюдать еще неделю.

Наблюдения: цветок, которое поливали, стоит с листочками, зелёное и упругое. Растение, которое не поливали, завяло, листочки пожелтели, потеряли упругость, опустились в низ.

Вывод: растение не может жить без воды и может умереть.

Опыт «Что выделяет растение»

Цель опыта: установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

Оборудование: большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок в воде или маленький горшок с растением, лучинка, спичка.

Ход опыта: выяснить почему в лесу так легко дышать? Предположение: растения

выделяют кислород для дыхания человека.

Поместить в емкость горшочек с растением (или черенок). Ставят его в теплое место (если растение даёт кислород в банке его станет больше).

Через 1-2 суток уточнить у детей накопился ли в банке кислород. Проверить зажженной лучиной.

Наблюдения: наблюдают за яркой вспышкой лучины в ёмкости сразу после снятия

Вывод: растения выделяют кислород, который хорошо горит. Можно сказать, что растения нужны человеку и животным для дыхания.

Опыт «вверх или вниз»

Цель опыта: выявить, как сила тяжести влияет на рост растений.

Оборудование: Пилея Кадье, подставка.

Ход опыта: прижать стебель растения к земле скобой. В течении недели наблюдать за положением стебля и листьев.

Наблюдения: стебли и листья поворачиваются к верху.

Вывод: в растении содержится ростовое вещество – ауксин, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Эта часть растет быстрее, стебель тянется вверх.

Опыт «где лучше расти?»

Цель опыта: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

Оборудование: черенки традесканции, чернозём, глина, песок.

Ход опыта: вместе с детьми выбрать почву для посадки растений. Дети сажают черенки традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе за ними в течение двух недель. Делают вывод.

Пересаживают черенки из глины в чернозем и наблюдают за ними в течение двух недель

Наблюдения: в глине растение не растет, а в чернозёме — растению хорошо. При пересадке в чернозем у растения отмечается хороший рост. В песке растение растет вначале хорошо, затем отстаёт в росте.

Вывод: в черноземе растение растет хорошо, потому что много питательных веществ. Почва хорошо проводит влагу и воздух, она рыхлая в песке. Растение вначале растет, потому что в нем много влаги для образования корней, но в песке мало питательных веществ так необходимых для роста растений. Глина очень твердая по качеству в неё очень плохо проходит вода, в ней нет воздуха и питательных веществ.

Опыт «Для чего нужны корни?»

Цель: доказать, что корни растения всасывают воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции корней.

Оборудование: черенок герани или гибискуса с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Ход опыта: Обучающиеся рассматривают черенки гибискуса или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле), всасывают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней (воды стало мало). Предположение детей проверяют через 7—8 дней (воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корнями. Результат дети зарисовывают.

Опыт «Как увидеть движение воды через корни?»

Цель: доказать, что корни растения всасывают воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции корней.

Оборудование: черенок гибискуса или герани с корешками, вода с пищевым красителем.

Ход опыта: Обучающиеся рассматривают черенки герани или гибискуса с корешками, уточняют функции корней (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корни из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель — «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корни могут забирать не только воду (корни должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в дневнике наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества)

Опыт с размножением растения

Цель: показать детям на примере традесканции, как можно размножать растения.

Последовательность наблюдения: на первом этапе рассмотреть с детьми сам цветок традесканцию: форму, окрас листьев, длину стеблей. На втором этапе рассказать, что этот цветок можно размножить и каким образом. Выбрать 3 старые, самые длинные стебли цветка, отрезать их под корень (цветок не должен цвести). Затем отрезать его концы с молодыми листьями и поставить в стакан с водой. Дать постоять отросткам в стакане несколько дней до тех пор, пока не появятся корни. Затем уже ростки с корнями необходимо посадить в горшок с влажной землёй. Накрыть горшок стеклянной посудой и наблюдать в дальнейшем как растение принимается, увлажнять периодически почву.

Практическая работа № 2: «Вегетативное размножение комнатных растений»

Практическая работа № 2

« Вегетативное размножение комнатных растений».

Цель: выработать элементарные умения черенковать комнатные растения.

Оборудование: склянки с водой, комнатные растения.

1. Черенкование стеблей.

Внимательно рассмотрите побеги растений.

Разрежьте побеги на черенки с 2-3 листьями (узлами) на каждом. Поскольку придаточные корни появляются раньше всего около узлов, нижний срез надо делать под углом.

Поставьтечеренкивводутак, чтобы 2/3 стеблябылиподводой.

2. Черенкование листьев.

Срежьте листовую пластинку у растения вместе с черенком и поставьте в воду (неглубоко).

Разрежьте длинный лист на листовые черенки длиной 5-7 см каждый.

Поставьте их в воду (неглубоко). При этом не спутайте в верх и низ черенков!

3. Наблюдение за развитием корней у черенка.

Все сосуды с черенками поставить в светлое не жаркое место.

После развития корней посадите черенки в цветочные горшки с почкой и полейте их.

Наблюдения за развитием корней записывайте в таблицу.

Оформление задания в тетради

Черенкование комнатных растений

Название растения

Дата черенкования

Дата появления первого корня

Дата развития корней длинной

Дата посадки в почву

Вывод: Входе лабораторной работы я узнала на практике, что такое вегетативное размножение растений. Это довольно простой способ: от материнского растения отделяется часть (побег), и вырастает точно такое же растение. И растёт быстрее, чем проросшее из семян.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Ситничук Галина ПавловнаНаписать 22272 14.12.2019

Номер материала: ДБ-858583

  • Биология
  • 6 класс
  • Конспекты
    14.12.2019 153
    14.12.2019 2532
    14.12.2019 236
    12.12.2019 43
    07.12.2019 106
    07.12.2019 51
    06.12.2019 48
    06.12.2019 98

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Опубликован проект перечня олимпиад школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Искусственный интеллект предупредит студентов о грозящем отчислении

Время чтения: 1 минута

В Пензе открылась экостанция для школьников

Время чтения: 2 минуты

Специалисты ВШЭ предложили по-новому рассчитывать зарплату учителям

Время чтения: 2 минуты

В Калининграде работникам образования выплатят по 10 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

Российских старшеклассников обучат языкам программирования

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Практическая работа «СПОСОБЫ ВЕГЕТАТИВНОГО РАЗМНОЖЕНИЯ РАСТЕНИЙ (ОПЫТ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ)»

СПОСОБЫ ВЕГЕТАТИВНОГО РАЗМНОЖЕНИЯ РАСТЕНИЙ

(ОПЫТ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ)

Цель работы: убедиться в том, что растения могут размножаться веге­тативным способом с помощью их отдельных частей.

Материалы и оборудование: стаканы или банки с водой, горшки с почвой, стеблевые или листовые черенки комнатных растений (традесканции, герани, колеуса, бальзамина и др.) или стеблевые черенки древесных пород (тополя, ивы).

Содержимое разработки

Практическая работа № 7

СПОСОБЫ ВЕГЕТАТИВНОГО РАЗМНОЖЕНИЯ РАСТЕНИЙ

(ОПЫТ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ)

Цель работы: убедиться в том, что растения могут размножаться веге­тативным способом с помощью их отдельных частей.

Материалы и оборудование: стаканы или банки с водой, горшки с почвой, стеблевые или листовые черенки комнатных растений (традесканции, герани, колеуса, бальзамина и др.) или стеблевые черенки древесных пород (тополя, ивы).

1. Поставьте черенки в сосуды с водой. У стеблевых черенков удаляют два нижних листа и погружают в воду так, чтобы нижний узел был в воде.

2. Через каждые 3—4 дня необходимо менять воду в сосудах.

3. Наблюдайте за образованием придаточных корней. Когда они до­стигнут в длину 2 см, высадите растения в горшки с почвой.

4. Накройте черенки стеклянными банками для создания влажной атмосферы и выдержите до момента, когда черенки тронутся в рост. Это необходимо для того, чтобы предохранить растения от гибели, так как слабая корневая система еще не в состоянии обеспечить растение водой.

В течение всего времени проводите наблюдения и заносите данные в таблицу.

начало образования придаточных корней

высадка в грунт

начало роста побегов

5. Сделайте вывод о возможности и условиях размножения растений черенками.

Вывод:____________________________________________________________________________

Дайте краткие ответы на вопросы

1. Некоторые растения (крыжовник, смородина и др.) можно размно­жать облиственными черенками. Для этого весной с растения срезают части побегов длиной 15—20 см. На черенке удаляют значительную часть листьев, оставляя всего 3—4 листа. Затем черенок сажают на­клонно в цветочный горшок с плодородной почвой. Сверху черенок накрывают стеклянной банкой. Объясните, почему на черенке удаля­ют значительную часть листьев, ведь в зеленых листьях происходит фотосинтез. Зачем черенок накрывают стеклянной банкой?

2. Предложите вариант опыта, с помощью которого можно доказать, что плодовые деревья сохраняют свои свойства только при вегета­тивном размножении.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector