Volkhp.ru

Аграрный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспекты занятий как раньше на руси хлеб выращивали

Конспект занятия в старшей группе «как наши предки выращивали хлеб» .
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
zadachi.doc771 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию в старшей группе

Тема: «Как наши предки выращивали хлеб»

1. Дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину. Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Донести до сознания детей, что хлеб — это итог работы многих людей. Закрепить знания о последовательности роста растений (пшеницы) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло).

2. Развивать мышление, умение устанавливать логические связи.

3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, традициям русского народа.

4. Инд. раб. с Яной И. Сашей И. Викой Ч . . Активизировать словарь: прилагательные — пышный, душистый, ржаной, пшеничный; существительные — серп, цепа; хлебобулочные изделия.

Материал к занятию: колоски пшеницы и ржи, хлеб черный и белый, каравай; иллюстрации с изображением крестьянина-сеятеля; процесса жатвы и молотьбы; пшеничные ростки, мучные изделия; карточки с изображением последовательности роста пшеницы на каждого ребенка.

Отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихотворений о хлебе, объяснение и заучивание пословиц о хлебе; чтение рассказов М Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб». Сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.

— Ребята, отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить на занятии:

Отгадать легко и быстро

Легкий, пышный и душистый

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет? (Хлеб).

— Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогали вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый)

А сейчас я вам расскажу, как раньше наши предки выращивали хлеб.

Перед началом полевых работ крестьяне мылись и парились в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке, просили о богатом урожае. И с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет крестьянин по полю и через каждые 2 шага разбрасывает пригоршню зерна веером слева направо.

А как вы думаете, какая должна быть погода? (безветренная) Почему? (Чтобы семена ровно ложились в борозды)

— Чтобы урожай родился богатый, кликали люди дождик. Мы тоже с вами знаем закличку. Давайте вместе скажем:

Дождик, дождик поливай-

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки

Будут вкусные ватрушки.

Ребята, а что необходимо для жизни и роста растений?(солнце, вода, тепло)

Физминутка «Колосок растет»

Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю, (дети садятся). Теплое солнышко пригрело землю. Дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимаются руки-колоски). И вот уже два листочка тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты). В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу)

— Народ сложил много пословиц о хлебе. Какие пословицы вызнаете?

Хлеб всему голова.

Без печки холодно, без хлеба голодно.

Хлеб ногами топтать — народу голодать.

Хлеб на стол, так и хлеб престол, а хлеба ни куска, так и стол доска.

Вода вымоет, хлеб накормит.

Без соли невкусно, без хлеба не сытно.

И обед не в обед, коли хлеба нет.

— Молодцы, ребята, много пословиц знаете.

Ну что ж, выросли пшеница и рожь. Пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали женщины в руки серпы и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы (иллюстрация). В народе говорят так: «Хлеб в колосу, пора жать полосу»

— Но колосья нужно еще обмолотить, т.е. вынуть из колосьев зерна. И для этого мужчины брали цепу — ручное орудие для молотьбы, били по колосьям, и зерна из них высыпались (иллюстрация) Затем зерна собирали и просевали от мусора. Зерно везли на мельницу, там мололи, и получалась мука (иллюстрация). Из муки пекли хлеб.

Как же вырастить хлеб?

Игра: «Что сначала, что потом?

Дети последовательно раскладывают карточки: зернышко на пашне, росток, колос, сноп, зерно, мука, хлеб.

— Ребята, как много надо труда, чтобы у всех был сегодня хлеб на столе. И поэтому отношение к хлебу должно быть бережное. Как нужно обращаться с хлебом?

Не бери хлеба больше, чем можешь съесть.

Не кроши хлеб за столом.

Никогда не выбрасывай хлеб.

— Ребята, а какие стихи вы знаете о хлебе?

Хлеб растет не для объедков,

От зари и до зари,

Говорят в народе метко,

Съесть не можешь, не бери!

Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

— Ребята, а что можно печь из муки? (булочки, пироги, торты, баранки, блины) . А как это все вместе называется? (хлебобулочные изделия) .

— Ребята, а в старину пекли круглый хлеб и называли его «каравай». Мы сегодня с вами тоже сделаем свои караваи (работа соленым тестом)

Практическая часть: дети из соленого теста лепят хлебобулочные изделия.

Воспитатель вносит каравай с пожеланиями:

Дай бог тому,
Кто в этом дому.
Тому рожь густа
Рожь ужимиста
С колосу осьмина
С ползерна пирог
Счастья дай вам бог!

— Ребята, а сейчас мы с вами попьем чай с караваем и угостим наших гостей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.ТЕМА: «НАШИ ИМЕНА»ЦЕЛЬ: Способствовать гармонизации осознавать своё имя. Учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей. Ознакомить с положением: кажды.

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать себя и свои права, он научится уважать дру.

Конспект занятие в старшей группе на тему Хлеб –всему голова.

Цели: познакомить с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе.Оборудование: репродукции картин А.И. Куинджи «Березовая роща», И.И. Шишкина «Р.

Я предлагаю свой конспект занятия по экологическому воспитанию. Очень буду рада, если Вам понравится мой конспект и вы используете его в работе с детьми.

Задачи: Дать знания детям о государственном празднике 23 февраля, о Российской армии и родах войск (моряки, пограничники, летчики).Уточнить представление о защитнике Отечества – воине, охраняющем и за.

Конспект занятия в старшей группе«Наша Родина — Россия&raquo.

Конспекты занятий как раньше на руси хлеб выращивали

Конспект занятия «Хлеб – всему голова» (занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе).

Автор: Ахметзянова Файруза Адиповна, воспитатель II квалификационной категории, ДОУ №40, г. Альметьевск, Республика Татарстан

О себе: Закончила Чистопольское педагогическое училище в 1987 году, общий педагогический стаж 21 год, 13 из которых я работаю в данном учреждении. В свободное время я занимаюсь шитьем и чтением художественной литературы. Воспитываю дочь.

Программное содержание:
1. Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
2. Закрепить знания народных пословиц и поговорок.
3. Активизация словаря: щедрая, каравай, изобильная, борона, жатва, агроном, пекарь.
4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря; уважения к труду людей, участвующих в его выращивании.
Подготовительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба; заучивание пословиц и поговорок, экскурсия в хлебный магазин.
Материал: Колосья пшеницы, мука, хлеб черный и белый, каравай, картинки с изображением хлебобулочных изделий, соль, вода, формочки.

Ход занятия:

Воспитатель: Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…

Глубоки у нас моря,
Широки у нас поля
Изобильная, родная
Щедрая моя земля!
Ребята, а что значит щедрая земля?

Дети: Земля дает богатые урожая зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.

Воспитатель: Верно, и все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?

Дети: Хлеб.
Знают все, кто ест:
Хлеб не надоест!
Хлеб наша главная еда
Всегда!
Рыба – водица,
Ягода – трава,
А хлеб, как говорится,
Всему голова!

Воспитатель: Правильно, хлеб – всему голова! (Воспитатель показывает белый и черный хлеб.) А вы знаете, как относились к хлебу русские люди?

Дети: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять, и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.

Воспитатель: Как называли хлеб, который пекли к празднику?

Дети: Каравай (Воспитатель показывает каравай).

Воспитатель: А сейчас, Катя расскажет нам, стихотворение про каравай.

Катя: Вот он, каравай душистый
С хрупкой корочкой витой,
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!

Воспитатель: Из чего пекут хлеб?

Воспитатель: А из чего муку получают?

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим колосья пшеницы. Оля, иди, покажи на колоске, где кармашки, а где зернышки (Показ ребенком). А что еще пекут из муки?

Дети: Блины, пироги, баранки, торты, кексы. А как, одним словом можно все это назвать? (Показ воспитателем картинок с изображением хлебобулочных изделий)

Дети: Хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Дети, а вы хотите узнать, как раньше в старину люди выращивали хлеб?

Воспитатель: В те далекие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но хлеб в лесу не вырастишь! И вот по весне начинали в лесу стучать топоры. Срубленные деревья вывозили, а пни выкорчевывали. Затем это поле вспахивали и засевали. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо. Как вы думаете, какой должна была быть погода?

Воспитатель: Что необходимо для жизни и роста растений?

Дети: Солнце, и дождей в меру.

Воспитатель: И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Колосья собранной пшеницы молотили цепями, очищали от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна – амбары. Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю боронами, жали колосья серпами, а молотили цепями. Давайте ребята вспомним пословицы и поговорки, посвященные хлебу.

Катя: Без хлеба – нет обеда.

Маша: Много света – много хлеба.

Лиля: Хлеб всегда надо доедать.

Вероника: Будет хлеб — будет и песня.

Родион: Не трудиться – хлеба не добиться.

Саша: Хлеб – всему голова.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с вами в игру: «Скажи иначе» (Дети встают в круг, воспитатель кидает каждому из них мяч, они подбирают к заданным словам синонимы)

Воспитатель: Молодцы дети. Поговорим, с вами о том, как возделывают хлеб на полях в наши дни. Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев. К трактору прицепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. Наступают жаркие летние деньки. Вот и взошла пшеница! За ее ростом следит – агроном. Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев – жатва. На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.

Воспитатель: Как вы думаете, куда потом везут зерно?

Дети: Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают. А потом на мельницу, где из зерна мелют муку.

Воспитатель: А куда доставляют муку?

Дети: Муку везут на хлебозавод, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Правильно, муку везут на хлебозавод, где вымешивают тесто и выпекают его. А что дальше?

Дети: Готовые изделия доставляют в магазины.

Воспитатель: Но и сейчас труд хлебороб, по – прежнему, очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба!
А сейчас я предлагаю вам стать пекарями. Надевайте колпаки. Будем печь печенье. Затем испечем его на кухне. Воспитатель насыпает в миску муку и соль. Наливает воду и на глазах детей замешивает тесто. Каждый получает кусочек теста. Каждый из детей делает печенье, используя специальную формочку.

Воспитатель: Ребята, что нового, вы сегодня узнали? (Ответы детей). А что еще делали? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей был в доме хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Никогда не выбрасывай хлеб!

Каждому знакомы,
Мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома
Всему он голова!

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Откуда хлеб пришел»

Главная > Конспект

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Стаж педагогической работы 29 лет

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Тема: « Откуда хлеб пришел».

Программное содержание: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; разъяснить, что хлеб – это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Материал: серп, цеп, картинки ржи и пшеницы, схемы изб, рушник, каравай.

Воспитатель: Послушайте загадку:

« Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый».

— Правильно, это хлеб. Этот продукт мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе. А из чего делают хлеб? ( Из муки) . А какая бывает мука? ( Пшеничная, ржаная). Какой хлеб получается из пшеничной муки (белый ), а из ржаной? (Темный).

— Ребята, мы с вами знаем, как люди выращивают пшеницу и рожь. Очень много у них помощников – машин: это трактора, сеялки, комбайны. Я вам сегодня расскажу, как раньше на Руси выращивали хлеб.

К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. Давайте представим, что мы сеятели. (Дети показывают, как разбрасывать зерно).

— А как вы думаете, какая должна быть погода в этот день? ( Безветренная). Почему?

— Дети, а что необходимо для жизни и роста растений? ( Солнце, дождей в меру). Вот и кликали люди дождик.

« Дождик, дождик, поливай –

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки».

— Но русский народ не только пел заклички про хлеб, но и сложил много пословиц о хлебе.

— А вы знаете пословицы о хлебе? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы. Ну что ж, выросли пшеница и рожь, и пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали мужчины в руки косы, а женщины серпы и шли в поле. Я принесла на занятие серп, чтобы вы посмотрели на это орудие труда и запомнили, что им на Руси убирали хлеб. Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья надо было еще обмолотить, то есть вынуть из колосьев зерна, а для этого люди брали цеп – ручное орудие для молотьбы – и били им по колосьям.

Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, и получалась мука, а из нее, мы знаем, готовили много вкусного, а самое главное – хлеб.

Как народ работал в поле мы узнали. А где же он отдыхал? Как назывались дома на Руси? (Избы). Все ли избы были одинаковыми? А какие дома научились строить потом? Ребята, трудолюбивый ли русский народ?

Физминутка « Колос растет».

Воспитатель: Отдохнули, размялись. А сейчас продолжим разговор о хлебе. Много труда надо приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб. Поэтому как мы все должны относиться к хлебу? (Ответы детей).

— Что значит бережно?

— Куда деть крошки?

— Кому сейчас голодно?

— Да, ребята, очень трудно растить хлеб и убирать его.

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют».

— Правда, хорошие слова?

— На Руси хлеб называли «Каравай».

Аня выучила стихотворение « Каравай».

Стук в дверь. Входит повар.

— Здравствуйте, вот услышала, что вы о хлебе говорите, и решила сюрприз сделать, но сначала послушайте такие слова:

— Золотые руки растят!

— что это за золотые руки?

— Молодцы! За то, что вы к хлебу умеете бережно относиться, я принесла вам в подарок каравай.

Конспект беседы «Как выращивали хлеб в старину» в старшей группе

Оксана Санько
Конспект беседы «Как выращивали хлеб в старину» в старшей группе

-познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину

-разъяснить, что хлеб — это итог большой и слаженной работы многих людей

-продолжать воспитывать бережно отношение к хлебу.

Материал:иллюстрации ростков ржи и пшеницы, серп, цеп,иллюстрации поочерёдности выращивания хлеба в старину, настоящий хлеб в виде каравая.

Ход беседы:

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый».

(Хлеб).

-Правильно, это загадка о хлебе. Этот продукт мы очень любим, и он всегда у нас на столе. А из чего же его делают? (из муки).

А какая бывает мука? (Пшеничная, ржаная).

Какой хлеб получается из пшеничной муки (белый, а из ржаной? (тёмный).

-Ребята, мы с Вами уже знаем, как сегодня люди выращивают пшеницу и рожь.Очень много у них помощников-машин:это трактора, сеялки, комбайны. Но раньше не было столько техники у людей. Её ещё не придумали. И поэтому весь процесс появления хлеба на столе был сложнее и дольше. Я Вам сегодня расскажу, как раньше на Руси выращивали хлеб.

К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевал чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле, на заранее вспаханную землю. В лукошке лежали семена ржи и пшеницы. Вот идёт сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. Давайте мы представим, что мы тоже сеем зерно (дети встают со своих мест и иммитируют сев зерна).

-А что необходимо для жизни и роста растений? (солнце, дождик).

Вот и кликали люди дождик:

«Дождик, дождик, поливай

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки».

Ну что ж, выросли пшеница и рожь, пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали мужчины в руки косы, а женщины серпы и шли в поле (показ иллюстрации с изображением серпа). Им срезал колосья и собирали их в снопы. Но колосья надо было ещё обмолотить, то есть вынуть из колосьев зёрна, а для этого люди брали цеп-ручное орудие для молотьбы- и били им по колосьям. Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, получалась мука, а из неё, мы знаем, готовили много вкусного, а самое главное-хлеб.

Физминутка :»Колосок растёт».

Воспитатель:Отдохнули, размялись. А сейчас продолжим разговор о хлебе. Много труда надо приложить людям, что бы в каждом доме был хлеб. Поэтому как Вы думаете, как мы все должны относиться к хлебу (бережно).

-Что значит бережно?

-Куда можно деть крошки и недоеденный хлеб?

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют«.

Воспитатель:На Руси хлеб называли Каравай. Их пекли каждый день. А на праздники пекли каравай и украшали его всякими узорами в виде листьев и цветочков. Ребята, сегодня Вы узнали как тяжело раньше было растить хлеб. Поэтому его очень берегли. И нам надо тоже бережно к нему относиться. Сегодня я принесла Вам настоящий каравай. Посмотрите, какой он красивый. Давайте угостимся им, он очень вкусный.

В завершение детей угощают хлебным караваем.

Конспект занятия «Хлеб — всему голова» в старшей группе «Хлеб- всему голова!»Конспект занятия в старшей группе. Задачи: -закреплять представления детей о процессе выращивания хлеба и изготовления.

Фотоотчет «Как мы выращивали пшеницу» в рамках проекта «Откуда хлеб пришел» Исследовательская деятельность детей, экспериментирование в детском саду дает нам, педагогам, необыкновенные возможности для развития познавательной.

Конспект беседы в старшей группе «Дед Мороз и Снегурочка» Цель: развивать интерес к празднику Новый год Материал: Презентация «Дед Мороз и Снегурочка» Содержание 1. Рассказ о наступающем празднике.

Конспект беседы «Моя мамочка родная» в старшей группе Цель: воспитывать любовь и уважение к матери, способствовать созданию семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье. Задачи: Расширять.

Конспект беседы в старшей группе «Животные Красной книги России» Конспект беседы в старшей группе «Животные Красной книги России» Автор: Алеханова Рита. Экологические знания- это сведения о взаимосвязи.

Конспект НОД в разновозрастной средне-старшей группе «Хлеб — всему голова» .

Конспект НОД в старшей группе «Откуда хлеб пришёл?» Конспект НОД в старшей группе «Откуда хлеб пришёл?» Задачи: Образовательные: дать представление о том, что хлеб ценный продукт питания,.

Конспект утренней беседы в старшей группе «Как мы можем помочь зимующим птицам?» Цель: формирование экологического сознания дошкольников Задачи: образовательные: -расширять и обобщать представления дошкольников о зимующих.

Конспект этической беседы в старшей группе «Об уважительном отношении к старшим» Цель. Продолжать формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. Задачи. Дать детям понятие об уважительном.

Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?» Ознакомление с трудом взрослых. Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Программное содержание: — закрепить представления детей.

Конспект НОД в старшей группе «Хлеб на Руси»

юлия глушкова
Конспект НОД в старшей группе «Хлеб на Руси»

Тема «Хлеб на Руси»

НАПРАВЛЕНИЕ: познавательно-речевое развитие

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

ЦЕЛЬ: Формирование представлений детей о выращивании хлеба

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

• Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Земле;

• Уточнить и систематизировать знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб;

• Обогащать знания детей о полевых растениях пшенице и ржи;

• Закрепить знания хлебобулочных изделий.

• Совершенствовать умение действовать в коллективе и сообща, договариваться друг с другом

• Развивать у детей слуховое внимание, логическое мышление, память и воображение

• активизация словаря по теме «Хлеб»

• Воспитывать целеустремлённость, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками

• Воспитывать любознательность, интерес к народным традициям.

• Воспитывать желание делать добрые поступки.

• Чтение стихотворения Е. Стюарт «Пекари»,

• просмотр и беседа мультфильмов «Колосок», «Три котёнка (как беречь хлеб)»

• Беседа о хлебе, как выращивают хлеб

• Сюжетно-ролевая игра «Бакаллея»

• Рассматривание сюжетной картины «Золотая рожь» В. М. Каратая,

рассматривание иллюстраций: хлебозавода, хлебомагазина, как выращивают хлеб.

• Разучивание пословиц, поговорок о хлебе

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: плуг, лукошко, сев, серп, сноп, цеп, вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

• Бейджики, разные по форме и цвету (по числу детей)

• Картинки изображающие как раньше растили хлеб на 2 группы

• Зерно пшеницы, ржи, кукурузы, гречихи, гороха.

• Мука ржаная и пшеничная

ПОПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ:

• Презентация «Как на Руси хлеб растили».

• Зерна ржи, пшеницы, гороха, кукурузы,гречки.

СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: Дети находятся в группе в свободной деятельности,воспитатель привлекает их внимание: «Ребята, к нам сегодня пришли гости, хотите им подарим свои улыбки, поприветствуем их.

«Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне тут подружиться? Я, Юлия Александровна, а ты кто? Ответь мне, как тебя зовут ласково

— Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо. Какой необычный большой конверт, интересно от кого оно. (читает адрес на конверте)

КОМУ: Ивановская обл. г. Шуя ул. Вихрево детский сад №28, подготовительная группа

ОТ КОГО: Тридевятое государство, ул. Волшебства, терем Василисы Премудрой

Письмо Здравствуйте, мои друзья

Сундук сюрпризов шлю в подарок вам я

Но сундук к Кощею попал

И Кощей его заколдовал

Я узнала, что Кощей

5 – замков — да без ключей-

Наложил на мой сундук.

Но даже знанья все мои

Бесполезны тут, увы!

Ваша помощь здесь нужна.

Вы поможете друзья?

Отсылаю вам подсказки

Если выполните все заданья.

То разрушите его заклинанья.

Знаний, сил не пожалейте,

И сундук открыть сумейте!

Первое задание отгадайте загадку

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (хлеб)

Слайд1после ответов детей

Верно, это хлеб. Этот продукт есть на столе у нас всегда, и его мы очень все любим. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел

Откуда хлеб пришел? – Из магазина.

А в магазин как попал? – Из пекарни.

Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.

Из чего? – Из муки.

Из чего мука? – Из зерна.

Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? – Выросла в поле.

Кто ее посеял? – Колхозники.

Ребята, а вам известно, как люди выращивают рожь и пшеницу.Много машин — помощников у них:комбайны, сеялки, трактора.

«Расставь правильно»

Чтоб второй замок открыть вам надо картинки по порядку разложить.

Дети делятся на 2 команды. Раскладывают картинки по порядку, а затем команды меняются местами и проверяют правильность выполненного задания

Что изображено на этих картинках? (Как на Руси раньше хлеб люди выращивали.)

1 картинка- Землю пахали плугом. Подготовка земли под посев работа тяжелая. Чтобы земля «ожила»надо было ее вспахать и не раз: сначала осенью, а потом весной. После того как поле вспахали его надо было боронить после чего земля становилась рыхлой готовой к посеву.

Готовились к севу заранее. Сначала в бане мылись, чистую рубаху надевали и выходили в поле на груди с лукошком. Лежали в лукошке семена ржи и пшеницы. Сеятель идет по полю и разбрасывает через каждые два шага пригоршню зерна слева направо. А теперь представьте, что вы сеятели. Дети показывают, как зерно разбрасывать.

Как вы считаете, погода какая должна быть в этот день?

(Погода должна быть безветренной).

Ребята, а что для жизни и для роста растений необходимо (Дождь и солнце в меру.)

Совершенно верно. Послушайте,как люди кликали дождик:

Дождик, дождик, поливай —

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

3 картинка-Уборка урожая

Молодцы, ребята! Вот выросли рожь и пшеница, настало время урожай убирать. А убирали в старину урожай так. Мужчины брали в руки косы, женщины серпы и в поле шли. Колосья серпом срезали и их в снопы собирали.

4 картинка- Сушка. Колосья сушили, а затем молотили зерно с помощью цепа. Но колосья необходимо было обмолотить, то есть вынуть зерна из колосьев. Для этого брали люди цеп — ручное орудие, чтобы молотить — и им били по колоскам.

5 картинка- Зерно, которое выбили цепом, просеивали и на мельницу везли, где зерно мололи, получалась мука.

6 картинка — Из муки много вкусного готовили, но главное — хлеб.

Физкультминутка «Колос растет».

Воспитатель: Представьте, ребятки, что вы маленькие зернышки и зернышки посадили в землю

(дети приседают на корточки)

Солнце землю согревало, дождик землю поливал. Росли, росли зернышки и превратились в колоски.

Дети медленно встают, поднимая руки вверх

Колоски к солнцу тянутся,

Дети напрягают руки

Солнце сильно припекло, и наши колоски завяли,

Дети расслабляются, опускают руки, голову

Но вдруг дождик полил, ожили колоски и снова к солнышку тянутся,

В поле выросли чудесные колоски!

Дети улыбаются друг другу

Игра «Третий лишний»

Дети делятся на три пары

1 кукуруза, пшеница,рожь

2 гречка, пшеница,рожь

3 горох, пшеница, рожь.

Как вы думаете какое зерно здесь лишнее?

Посмотрите внимательно на зерна пшеницы, чем они отличаются друг от друга?

Ребята, почему один хлеб белый, а другой черный? (Ответ: белый хлеб сделан из пшеничной муки, а черный хлеб – из ржаной муки).

Педагог предлагает подойти к столам, где стоят миски с мукой пшеничной и ржаной. Предлагает рассмотреть два вида муки, сравнить их по цвету, попробовать какая мука по свойству рассыпчатая или твёрдая, имеет запах или нет.

Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки — стойте тихо. Готовы? Начинаем!

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено и помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Подумайте и назовите много слов, каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).

Открывается последний замок

Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

Слайд 12 и музыка

— Вот он – хлебушко душистый.

Вот он – теплый, золотистый.

В нем — здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями, а какие задания вам больше всего понравились? Какое задание вам показалось самым трудным?Что нового вы сегодня узнали, интересного?

Конспект интегрированной непрерывно-образовательной деятельности «Хлеб — всему голова. Как хлеб к нам на стол пришел» Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 44компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга Конспект интегрированной.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Хлеб — всему голова» в старшей группе Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детей с ТНР «Хлеб — всему голова» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детей с ТНР «Хлеб – всему голова» Дата проведения:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Как хлеб попал на стол» Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Как хлеб попал на стол» Цель: обогатить знания детей о хлебе как одном из величайших.

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе. Тема «Хлеб — наше богатство». Задачи. Образовательные: обобщить представления детей о хлебе как одном из самых ценных продуктов питания и величайших богатств на земле.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа М. Глинской «Хлеб» Цель: Обучение пересказу. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей пересказывать полно, последовательно, выразительно. 2. Способствовать.

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Откуда к нам хлеб пришёл» Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Откуда к нам хлеб пришёл». Программное содержание: дать детям понятие,.

Сценарий развлечения в старшей группе детского сада «Богатырское наследие Руси» Конспект развлечения в старшей группе детского сада. Тема: «Богатырское наследие Руси». Цели: • формировать представление о героическом.

Конспект занятия с элементами ТРИЗ в старшей группе «Хлеб — в нем наша сила и здоровья» Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи. Воспитание бережного.

Тема недели «Хлеб-всему голова!» (фотоотчёт) В нашем детском саду проходит тематическая неделя: «Хлеб – всему голова!» Цель: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу.

Конспект беседы « Как выращивали хлеб наши предки»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

· Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было машин;

· Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения муки, выпечкой хлеба: сравнить их с современными техническими средствами;

· Воспитывать уважение к хлеборобам и хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект беседы « Как выращивали хлеб наши предки»25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект беседы « Как выращивали хлеб наши предки?»

  • Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было
    машин;
  • Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения
    муки, выпечкой хлеба : сравнить их с современными техническими средствами;
  • Воспитывать уважение к хлеборобам и хлебу.

Материалы к занятию:

  • презентация «Как наши предки выращивали хлеб»
  • снопики злаковых культур, серп, сито.

Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о хлебе. Я уверена, все вы видели хлеб, ели его за завтраком, обедом, полдником и ужином. А из чего же пекут хлеб?

Правильно – из муки. А мука из чего получается? Правильно…

И пшеница и рожь пришли к людям из глубокой древности более 10000 лет назад! И с тех пор они кормят нас; недаром в народе хлеб называют «кормильцем».

И рожь и пшеница – злаковые растения. Злаковые растения имеют стебель в виде полой (пустой внутри) соломинки, которая заканчивается колосом.

Мы расскажем о пшенице

И о ржи ее сестрице,

Они кормят за обедом

Нас душистым сдобным хлебом.

Дорогие ребята! Представьте себе, что мы зашли в булочную. Как вкусно пахнет свежим хлебушком! На полках аккуратно разложены батоны, булки, буханки, пирожки, бублики и слойки. И это всё выпекается из белой пшеничной муки. Пожалуй, нет ничего лучше мягкого пшеничного хлеба!

Стих «Ломоть хлеба»

Хлеба мягкого ломоть,

Хлеба белого ломоть,

Что в нем необычного?

Дело, может быть, простое

Белый хлебушек испечь.

Тесто замесить густое

И его поставить в печь.

Но сначала, детки, нужно

В поле вырастить зерно,

Летним днем трудиться дружно,

Чтобы налилось оно.

Чтоб поднялся колос спелый,

Полный зерен, золотой,

Чтоб пшеница зазвенела

На ветру тугой струной.

Надо в срок убрать пшеницу,

И зерно в муку смолоть,

Чтобы мог на свет родиться

Хлеба белого ломоть!

Как же выглядит пшеница?

У неё плотный полый стебель, который удерживает колос, полный зерна. Спелые зерна пшеницы продолговатые желтовато — золотистого цвета, окружены довольно твёрдой оболочкой, защищающей их от высыхания. Ребята, посмотрите, в вазе стоит настоящая пшеница.

Ребята, вы, конечно помните русскую народную сказку «Колобок»? А задумывались ли вы о том, из какой муки испекла бабка деду румяный колобок.

Дам вам небольшую подсказку: в прежние времена крестьянскую семью, как правило, кормил каравай ржаного хлеба. Пшеничная мука стоила дороже, и поэтому калачами да булками лакомились те, кто был побогаче и познатнее,- князья да бояре.

Вот вы и угадали! Колобок из русской сказки был ржаным!

К ржаному хлебу на Руси испытывали особое уважение. В народе говорили: «Ржаной хлеб кормит плотно и сытно». И ещё: «Пшеничка кормит по выбору, а рожь всех сплошь!»

В старину искусные пекари выпекали хлеб, называемым «боярским». В тесто добавляли сливки, сметану, пряности. Каравай получался необыкновенно вкусным и сдобным, но стоил он дорого и был крестьянину не по карману. Поэтому такой хлеб и получил название «боярский». Простой ржаной хлеб нередко называли «голодным», потому что он спасал людей от голода, когда был плохой урожай пшеницы и овощей.

Стих «Ржаной хлеб»

Вот тебе ломоть ржаной!

Он душистый, он живой.

Вкусен он с лучком зеленым

И с огурчиком соленым.

Хлебушек ржаной питает,

Нас от голода спасает,

Силу, крепость придаёт,

Любит хлебушек народ.

Как же выглядит колосок ржи?

У него высокий, плотный и жесткий стебель, на котором после отцветания образуется колос, полный твердых желтовато-золотых зерен.

Ребята, сначала рожь вообще считали сорняком пшеницы. Когда пшеницу сеяли в северных районах, она в неблагоприятных вымерзала, а всходы давали только зерна ржи, смешанные с зернами пшеницы. Люди в тех краях называли рожь словом «чоудар», что значит «растение, терзающее пшеницу». В первые годы на пшеничных полях было не много ржи, но постепенно она вытесняла пшеницу и вместо пшеничного поля появлялось поле ржаное!

Ребята, о каких злаковых растениях мы сейчас беседовали? Кто скажет? (пшеница и рожь).

А теперь загадки:

  • Чтобы караваем мы могли гордиться,

в поле собираем колоски… (пшеницы)

  • Он злак, он в поле колосится,

он не ячмень и не пшеница,

из злака хлеб ржаной хорош,

когда созреет в поле…(рожь)

  • Весь из золота отлит

На соломинке стоит? (колос)

  • Вырос в поле колоском

На столе лежу куском. (хлеб)

Физминутка : — Я вам предлагаю стать маленькими зёрнами

В землю зёрнышко попало – присесть

Прорастать на солнце стало – руки вверх

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал – медленно встать

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся – поворот вокруг себя

Ребята, а вам интересно как в старину наши предки выращивали хлеб ржаной и пшеничный?

Тогда слушайте, смотрите и запоминайте!

Главная забота русского крестьянина всегда была о хлебе. Недаром в народной пословице говорится: «У кого хлеб родится, тот и веселится».

Перед тем как начинать весеннюю пахоту, крестьяне, как учили их отцы и деды, наблюдали за окружающей природой.

Если загремел «весенний первый гром», закуковала кукушка в березовой роще, зазвенели над полями песни жаворонка, заквакали лягушки, зацвела черемуха, значит, пришла пора поле пахать под посев.

«Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»,- такую поговорку сложили в русской деревне. Говорили и так: «Не пиры пировать, когда хлеб засевать».

Поле вспахивали плугом, запрягая в плуг лошадку.

Летом хлеба наливаются зрелостью и поспевают. Колосья становятся тяжелыми, полными зерен, золотисто-желтыми. А народная поговорка гласит: «Хлеб в колосУ – пора жать полосУ».

Когда начинается жатва (уборка хлебов с полей), дорогА каждая минута. Перезревшие колосья могут уронить зерна на землю, и урожай будет потерян.

В старину в период жатвы колосья срезали острым серпом под корень. Серп, ребята, это ручное орудие труда в виде изогнутого ножа для срезания хлебных колосьев.

Потом эти колосья связывали в снопы. Снопы это связка сжатых стеблей с колосьями. В качестве веревки использовали ту же солому.

Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. С помощью лошадей снопы свозили на двор.

Дома во дворе делали ровную утрамбованную площадку из глины. Снопы ровным слоем разбрасывались. Далее шел процесс выколачивания зерен из стеблей.

Бралась палка, на конец которой крепилась цепь, а на цепь крепилась ещё палка.

Семейство становилось по кругу и колотило по пшенице. Зерно из колосьев выбивалось на землю. Солома убиралась, а зерно со всем мусором сгребали в кучу. При погоде с хорошим ветром брали большие лопаты и подбрасывали вверх зерно с шелухой. Шелуху относил ветер в сторону. А вниз падало тяжелое зерно. Это называется провеять зерно.

Часть зерна шла на семена, корм скоту, часть везли на мельницу – мололи муку. Мельник за помол забирал часть зерен себе. (за работу)

Чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть (истереть). В старину для этого на берегах рек строили мельницы.

Текущая речная вода крутила большие мельничные колеса, а те, в свою очередь, приводили в движение тяжелые каменные жернова, перетиравшие зерно и превращавшие его в муку.

А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы, в них ветер приводил в движение жернова.

Труженица мельница встала у реки,

Намели нам мельница из зерна муки!

Мельница не ленится – вертит жернова,

И шумит и пенится быстрая вода.

А мука струится и бежит ручьём

С мёдом и корицей коврижку испечём!

Зерно хранилось в сараях в огромном деревянном ящике, углы которого обивались жестью от мышей. Углы они прогрызают быстро, а ровную часть доски с трудом. Этот ящик назывался «амбар».

А в русской печке выпекали душистый, горячий, румяный хлеб.

Вот какой длинный проходил путь хлеб, прежде чем попадал на стол!

Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю деревянными боронами, жали колосья серпами, молотили цепАми.

Теперь на помощь земледельцам пришли машины – трактора, распахивающие бескрайние поля, комбайны, убирающие зерно.

О том, как возделывают пшеничный ржаной хлеб на полях в наши дни, мы поговорим с вами в следующий встрече.

А сейчас, кто внимательно слушал, сможет отгадать загадки :

  • Какие злаки вы знаете? (Рожь и пшеница)
  • Не море, а волнуется,

Спелым колосом красуется (Поле пшеницы).

  • Поле дружно колосится,

Даст нам хлебушек…(Пшеница)

  • Черный хлебушек хорош,

Нам его подарит…(Рожь)

  • Какой злак кормит всех сплошь?(Рожь)

С пятки на носок.

Вот и срезал колосок (Серп)

  • На горе-горушке стоит старушка,

руками машет, хлеба просит;

дашь ей хлеба — назад отдаёт. (Ветряная мельница)

  • Маленький Афанасик травкой подпоясан. (Сноп)

Хлеб ржаной. Батоны, булки

Не забудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют!

Ни один праздник, ни один обед не проходит без хлеба! Недаром говорят: «Хлеб – всему голова! ». Надо бережно относится к главному и ценному продукту. Хлеб нельзя бросать, надо доедать, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково «батюшка», «кормилец».

Так давайте, ребята, любить и беречь хлеб!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы.

НОД дает детям старшей группы представление о том, как выращивали хлеб в старину, последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями.

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Как выращивают хлеб».

Конспект формирует знания детей о жизни наших предков.

Презентация «Как выращивали хлеб наши предки».

Как выращивают хлеб Цель: Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом в прежние времена и современное время.Задачи:Расширить представления, знания детей о т.

«Хлеб-всему голова» планирование.

Опубликовано: 14:30:17 23-10-2019

Месяц

Тема

Задачи

Формы работы

Сентябрь

Как

выращивали

хлеб в

старину

Дать представление о том, как выращивали хлеб в старину.

Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались люди, рассказать как делали муку и где пекли хлеб.

Развивать память, воображение детей.

Воспитывать интерес к жизни наших предков.

НОД «Как раньше на Руси хлеб выращивали»

Беседа «Как хозяйки хлеб пекли»

Рассматривание картинок, иллюстраций по этой теме.

Д.и. «Подбери словечко»

Просмотр мультфильма «Хлеб»

Октябрь

От зёрнышка

до каравая

Дать представление о том, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде, чем мы его едим.

Развивать логическое мышление, память, воображение детей.

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Показ презентации «Откуда хлеб пришёл»

НОД «Как выращивают хлеб»

Беседа «Батоны и булки не растут на грядке»

Рассматривание картинок, фотографий с изображением сельскохозяйственной техники.

Рисование «Транспорт для хлебушка»

Д.и. «Что лишнее», «Назови, что пропустили»

Чтение художественной литературы (Дацкевич «От зерна, до урожая)

Просмотр диафильмов о хлебе.

Ноябрь

Профессии

хлеборобов

Познакомить детей с профессиями людей, которые выращивают хлеб.

Рассказать, представители каких профессий помогают хлеборобам.

Воспитывать уважение к людям труда.

НОД «Слава тем, кто хлеб растит»

Беседа «Терпение и труд всё перетрут», «Человек славен трудом»

Д.и. «Узнай и назови», Кто, что делает?»

Рассматривание иллюстраций, на которых изображены люди разных сельскохозяйственных профессий.

Чтение рассказа А.Мусатова «Кто в поле главный»

Декабрь

Хлеб в годы

Великой

Отечественной

войны

Познакомить детей с жизнью в блокадном Ленинграде.

Развивать чувство патриотизма, гордости за свой народ, который в тяжёлых условиях победил врага и отстоял независимость своей Родины.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, эмоциональную отзывчивость.

НОД «Блокадный хлеб»

Беседа «Почему надо беречь хлеб»

Рассматривание иллюстраций, чтение произведений о хлебе в годы Великой Отечественной войны.

Рассказ воспитателя «Почему мы победили»

Январь

Злаки

Формировать представление о злаковых культурах.

Развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных злаковых культур.

Уточнить представление об условиях необходимых для жизни растений.

Прививать практические навыки посадки семян в землю.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Рассматривание и сравнивание зёрен злаков с помощью лупы.

НОД «Хлеб-дар матушки земли»

Наблюдение за ростом растений.

Беседа «Что говорит народ о хлебе», «Почему хлеб растёт»

Чтение и драматизация сказки «Колосок»

Изготовление атрибутов к сказке (при помощи родителей)

Д.и. «Узнай и назови»

Рассматривание картин с изображением хлебного поля.

Февраль

Каравай, каравай.

Познакомить детей с организацией современного производства хлебобулочных изделий.

Познакомить детей с основными профессиями работников хлебопекарни.

Расширять кругозор детей.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Экскурсия на хлебобулочный комбинат.

Беседа об увиденном.

Беседа «Что такое дрожжи»

Рисование «Что мне больше всего понравилось на экскурсии»

Чтение стихотворения Е. Стюар «Пекари»

Март

Хлебобулоч-

ные

изделия

Дать представление о многообразии хлебобулочных изделий.

Активизировать словарь детей.

Развивать познавательный интерес.

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

НОД «Хлебные продукты»

Экскурсия на кухню «Как готовят тесто для булочек»

С.р. игра «Семья» (мы печём пирожки).

Лепка из солёного теста «Вкусняшки»

Рисование хлебобулочных изделий.

Д.и. «Собери картинку», «Подбери словечко»

Создание альбома «Загадки о хлебе»

Коллаж «Что можно сделать из муки»

Пальчиковая игра «На блины»

Апрель

Город

мастеров

Продолжать учить детей печь хлеб.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать общительность и коммуникабельность.

Воспитывать желание трудиться, дарить тепло своих рук окружающим.

Д.и. «Разложи картинки правильно», «Назови лишнее»

Беседа (из опыта) «Как пекли хлеб на хлебобулочном комбинате»

Беседа «Как нужно вести себя за столом»

С.р. игра «замесим тесто»

НОД «Печём хлеб сами»

Выпуск газеты «Хлеб-батюшка»

Май

Хлеб — наше богатство

Закрепить знание детей о хлебе.

Создать радостную атмосферу праздника.

Развивать положительные эмоции, познавательный интерес.

Способствовать развитию двигательной активности детей. Воспитывать эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками, педагогами и родителями.

Развлечение для детей и родителей «Ладушки-оладушки»

Выставка детских рисунков и поделок из солёного теста.

Подборка и оформление лучших рецептов домашней выпечки.

Выставка хлебобулочных изделий, приготовленных дома с родителями.

Конспект занятия «Хлеб — всему голова!»

Конспект занятия:

«Хлеб — всему голова»

(Откуда хлеб пришел)

Цель: Формирование представлений детей о выращивании хлеба.
Задачи:

1. Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб;

2. Объяснить, что хлеб — итог большого труда многих людей;

3. Воспитывать к хлебу бережное отношение.

Материал: презентация, картинки пшеницы и ржи, серп, цеп, каравай, рушник.

Ход занятия:

Воспитатель: Отгадайте, ребята, загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Дети: Хлеб.

(Иллюстрация с изображением хлеба.)

Воспитатель: Верно, это хлеб. Этот продукт есть на столе у нас всегда, и его мы очень все любим. А хлеб делают из чего?
Дети: Из муки
Воспитатель: А мука какая бывает?
Дети: Ржаная и пшеничная
Воспитатель: Скажите, из ржаной муки какой хлеб получается?
Дети: Темный
Воспитатель: А из пшеничной?
Дети: Белый
Воспитатель: Нам ребята известно, как люди выращивают рожь и пшеницу. Много машин — помощников у них: комбайны, сеялки, трактора. Сегодня мы с вами узнаем как на Руси раньше хлеб люди выращивали.
Готовились к севу заранее. Сначала в бане мылись, чистую рубаху надевали и выходили в поле на груди с лукошком. Лежали в лукошке семена ржи и пшеницы. Сеятель идет по полю и разбрасывает через каждые два шага пригоршню зерна слева направо. А теперь представьте, что вы сеятели.

(Иллюстрация с изображением посевной на Руси.)

Дети показывают, как зерно разбрасывать.
Воспитатель: Как вы считаете, погода какая должна быть в этот день?
Дети: Погода должна быть безветренной.
Воспитатель: Ребята, а что для жизни и для роста растений необходимо?
Дети: Дождей и солнца в меру.
Воспитатель: Совершенно верно. Послушайте, как люди кликали дождик:
Дождик, дождик, поливай —
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
— Народ на Руси не только заклички пел про хлеб, но и много пословиц сложил о хлебе.
Скажите, какие пословицы о хлебе вам известны?
Дети: ответы
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот выросли рожь и пшеница, настало время урожай убирать. А убирали в старину урожай так. Мужчины брали в руки косы, женщины серпы и в поле шли. Колосья серпом срезали и их в снопы собирали.

(Иллюстрация с изображением уборки урожая серпами)

Но колосья необходимо было обмолотить, то есть вынуть зерна из колосьев. Для этого брали люди цеп — ручное орудие, чтобы молотить — и им били по колоскам.

(Иллюстрация с изображением орудий труда)

Зерно, которое выбили цепом, просеивали и на мельницу везли, где зерно мололи, получалась мука. Из муки много вкусного готовили, но главное — хлеб.
Мы с вами узнали, как в поле народ работал. А отдыхал народ где?
Дети: Дома отдыхал
Воспитатель: Как дома назывались на Руси?
Дети: Избы
Воспитатель: Правильно. А избы все одинаковыми были?
Дети: ответы
Воспитатель: Ребята, а русский народ трудолюбивый?
Дети: ответы

Физкультминутка «Колос растет».
Воспитатель: Представьте, ребятки, что вы маленькие зернышки и зернышки посадили в землю
(дети приседают на корточки)
Солнце землю согревало, дождик землю поливал. Росли, росли зернышки и превратились в колоски.
Дети медленно встают, поднимая руки вверх
Колоски к солнцу тянутся,
Дети напрягают руки
Солнце сильно припекло, и наши колоски завяли,
Дети расслабляются, опускают руки, голову
Но вдруг дождик полил, ожили колоски и снова к солнышку тянутся,
В поле выросли чудесные колоски!
Дети улыбаются друг другу
Воспитатель: Мы с вами размялись, отдохнули. Сейчас продолжим разговор о хлебе. Чтобы в каждом доме был хлеб, нужно много труда приложить людям. Как к хлебу нужно относиться?
Дети: ответы
Батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Воспитатель: Хорошие слова, правда?
— На Руси хлеб называли «каравай».

(Иллюстрация с изображением каравая)

В дверь стучат и входит повар.
— Здравствуйте, ребята. Я услышала, что вы говорите о хлебе, и пришла к вам с сюрпризом, но прежде такие слова послушайте:

Ветер спросил, пролетая:
— Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
— Золотые руки растят! (Л.Дегутите)

Повар: Скажите, что за золотые руки?
Дети: ответы
Повар: Умеет, вижу я, к хлебу бережно относиться, а в подарок принесла я вам каравай.

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Хлеб — всему голова»

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

Тема: Хлеб — всему голова

Цель: дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Ход занятия

— Ребята, сегодня мы отправимся в чудесный магазин «Колос». Посмотрите, как много хлебобулочных изделий! Назовите их. (Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торт и т. д.)

— Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.

Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. Всем знакомые слова: «Хлеб — всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет и обед», «Хлеб на столе, так и стол — престол, а как хлеба ни куска, то и стол — доска».

Раньше хлеб пекли только ржаной (черный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко — калачу дедушка».

Каравай

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Черный хлеб на столе –

Нет вкусней на земле.

— Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы, пырея, лебеды и т.д. И такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку (125 г) на весь день. Люди понимали, что хлеб — это их жизнь.

Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. А кто же занимается выращиванием зерна на полях? (Хлеборобы.)

Хлеб

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

На бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым свежим хлебом. На хлебозаводах города Воронежа ежедневно выпекается 60 наименований хлебобулочных изделий и свыше 100 кондитерских изделий.

— Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба. (Агроном, тракторист, комбайнер, шофер, грузчик, мукомол, пекарь и т.д.)

Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды. Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.

Руки человека

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна.

— Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба, как бы не сломились колосья и не полегли.

Руки человека

Склонила тяжелую голову рожь.

Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым!

— С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время — осыплется зерно, пропадет урожай. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.

Вот он, хлебушек душистый

С хрупкой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

И в каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

— Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? (Руки агронома, тракториста, комбайнера, шофера, грузчика, мельника, пекаря, кондитера, продавца и т.д.)

— Ребята, но самый вкусный хлеб получается, когда печешь его своими руками. Ваши мамы пекли вам что-нибудь? А вы помогали им? (рассказы детей)

— Ребята, а теперь посмотрите, как помогали Петушку Круть и Верть из сказки «Колосок».

Вбегают Круть и Верть, веселятся, хохочут, прыгают. Вдруг приходит Петушок с колоском и говорит:

— Эй, Круть! Эй, Верть! Где вы, бездельники?

— Опять вы веселитесь, без дела скачете. Посмотрите, какой я колосок нашел. Его надо обмолотить, зерно в мешок сложить, мешок на мельницу отвезти, муки намолоть, тесто замесить, пирогов напечь. Кто это будет делать?

— Только не мы. У нас лапки маленькие, пальчики слабенькие. Мы не умеем!

— Ну, это не беда! Пальчики слабенькие мы сейчас потренируем.

Пальчиковая игра.

— Ну, вот, пальчики потренировали, они стали крепкими, умелыми. А теперь будем вместе пироги печь. Смотрите на схему и выполняйте все четко за мной.

Имитация «Печем пироги» (под музыку)

Засучили рукава ⇒ высыпали муку ⇒ налили воду ⇒ добавили соль ⇒ вбили яйцо ⇒ перемешали ⇒ побили тесто ⇒ раскатали ⇒ нарезали ⇒ налепили пирожков ⇒ разложили на противень ⇒ поставили печь ⇒ испекли, понюхали ⇒ взяли все по пирожку ⇒ попробовали, съели ⇒ поблагодарили.

Петушок. Ну, что, Круть, ну, что, Верть, хорошо мы сегодня потрудились.

Круть. Золотые руки не знают скуки.

Верть. Хочешь есть калачи — не лежи на печи!

Круть. Худ обед, когда хлеба нет.

Верть. Сделал дело, а теперь гуляй смело.

(Петушок, Круть, Верть и все дети веселятся.)

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшей группы. Культура земледелия

Занятие в детском саду. Старшая группа

Цель: формирование бережного, уважительного отношения к результатам земледельческого труда и к труду земледельцев.

Задачи:

— формировать дифференцированные представления о традиционном труде русских людей (его назначении, орудиях труда, трудовых действиях, востребованности результатов);

— воспитывать интерес к культуре земледелия;

— формировать навыки практического применения полученной информации в речевой, игровой, изобразительной деятельности.

Оборудование: настольно-печатные игры «Труд русских земледельцев», «От зернышка к хлебу»; «серп», иллюстрации с изображением последовательности выращивания овощей; кусочки разных овощей.

Воспитатель. Ребята, к нам вчера вечером приходила библиотекарь Татьяна Васильевна и попросила помочь ей в оформлении выставки «Труд земледельцев». В библиотеке есть прекрасные книжки и сказки, а картин и иллюстраций недостаточно, чтобы об этом рассказать маленьким читателям. А они так любят рассматривать картинки! Особенно Татьяна Васильевна просила нарисовать картинки к сказке «Вершки и корешки», ее любят слушать дети. Еще она хочет, чтобы вы помогли ей подобрать игры, интересные задания о труде земледельцев, потому что ребятам, которые приходят в библиотеку, очень нравится играть и выполнять интересные задания. Кто помнит русскую народную сказку «Вершки и корешки»? Чему она учит? Как вы думаете, кто в этой сказке вырастил зерно и репу? Тяжелый или легкий это труд? Легко ли отдавать то, что вырастил человек своим трудом?

Дети отвечают на вопросы.

Раньше пища была простая. В полях росли рожь, пшеница. Из них делали хлеб, который был основным продуктом питания русских людей. Еще росли гречиха, овес, ячмень — из них варили кашу.

Что было главным занятием русских людей?

Дети. Они выращивали хлеб.

Воспитатель. Да, ребята, главным занятием в то время было земледелие. Почему русским земледельцам приходилось много работать?

Дети. Нужно было кормить семью.

Воспитатель. Верно. Чтобы человек смог прокормить семью, ему приходилось много работать. Давайте вспомним о том, с помощью каких орудий труда русский человек выращивал хлеб, и поиграем в игру.

Игра-лото «Труд русских земледельцев»

На большой карте изображен русский человек, который пашет землю плугом. Вокруг нее нужно разложить изображения тех орудий труда, с помощью которых человек выращивал хлеб: плуг или соха, лукошко, серп, деревянный цеп, жернова. Во время выполнения задания воспитатель уточняет знания детей о назначении орудий труда.

Воспитатель. Для чего нужен был плуг?

Дети. Чтобы пахать землю.

Воспитатель. Для чего вспахивали землю?

Дети. Чтобы земля была мягкой.

Воспитатель. Труд пахаря был очень тяжелым. Раньше не было машин, которые бы помогали людям выращивать хлеб. Если в хозяйстве имелись лошадь или бык, с их помощью распахивали землю. Без лошади людям самим приходилось тащить плуг за собой. Какие вы знаете пословицы о тяжелом труде пахаря?

Дети. «Пашню пашут — руками не машут», «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится», «Не трудиться, так и хлебу не родиться», «Терпение и груд все перетрут», «Что посеешь, то и пожнешь».

Воспитатель. Как пользовались лукошком во время сева?

Дети. В него насыпали зерно и руками разбрасывали его по полю.

Психогимнастика «Колоски»

Воспитатель. Представьте себе, что вы маленькие зернышки, брошенные в землю, — присядьте. Лежит зернышко в земле — темно, сыро, мягко. Пригрело теплое солнышко, прошел дождь. Зернышко набухло, лопнуло, и показался первый росток — медленно поднимайте руки. Пробил росток землю и потянулся к солнышку. Качается на ветру, тянется. Прошло время — росток окреп и появился колосок. Колоски тянутся к солнышку — почувствуйте напряжение в руках. Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски — расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол. Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски — улыбнитесь друг другу. Колосок из зернышка ржи какой? Ржаной. А из зернышка пшеницы какой? Пшеничный.

Дети поднимают руки вверх.

На ветру качаются,

Качаются из стороны в сторону.

На ветру качаются, низко наклоняются.

Что необходимо для роста и созревания колоска?

Дети. Солнце, дождь и руки человека.

Воспитатель. С помощью чего убирали урожай?

Дети. С помощью серпа.

Воспитатель. Правильно, ребята, выросший хлеб жали серпом или косили косой. Что означает выражение «жать серпом»?

Дети. Косить, резать серпом.

Воспитатель. Правильно, жать — косить, резать серпом, жнейкой. Я принесла на занятие серп, чтобы вы посмотрели на это орудие труда и запомнили, что им на Руси убирали хлеб. Срезали колоски и собирали их в снопы.

Воспитатель показывает картинки с изображением снопов на поле и деревянного цепа.

Для чего нужны были цепы?

Дети. Чтобы вынимать (выбивать) зерна из колосков.

Воспитатель. Собранный урожай сушили в овинах, молотили, выбивая зерна и складывали в амбар для хранения.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций.

Вот как много нужно было трудиться русскому человеку, чтобы вырастить хлеб! А сейчас я покажу вам рисунки с изображением тех орудий труда, которые помогали русскому человеку растить его. По частям предмета нам нужно отгадать, что это за орудия труда, а затем дорисовать их.

Дети дорисовывают рисунки-половинки по принципу симметрии с изображениями орудий труда.

Русские люди всегда с любовью относились к хлебу. Они придумали много пословиц о нем. Вспомните их, пожалуйста.

Дети. «Нет хлеба, так и нет обеда», «Хлеб — всему голова», «Хлеба ни куска, так и стол — доска», «Без хлеба нет песен», «Хлеб — батюшка, вода — матушка».

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, мог ли один человек вырастить и испечь хлеб?

Дети. Много людей трудилось, чтобы был хлеб.

Воспитатель. Чтобы вспомнить, усилия каких людей требовались для получения хлеба, предлагаю поиграть в игру.

Игра «От зернышка к хлебу»

Картинки, на каждой из которых нарисован один из этапов труда русского человека по выращиванию хлеба (пахарь пашет землю, сеятель сеет зерно, мельник перемалывает зерна в муку на мельнице, дома хозяйки просеивают муку сквозь сито, замешивают тесто и в печке пекут из него хлеб), нужно разложить по порядку. Если дети выполняют задание правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до конца лента (если какая-то картинка оказывается не на своем месте, лента получается неровной). В ходе выполнения задания воспитатель уточняет знания детей о том, как выращивают и делают хлеб. Подводит итог: «Много людей трудилось, чтобы вырастить и испечь хлеб, поэтому к нему относились очень бережно: доедали все кусочки, крошки собирали и отдавали птицам, животным. Человек, который выбрасывал хлеб как мусор, наказывался, его не любили».

Воспитатель. С давних времен дошла до нас игра «Дед», в которую любили играть наши предки. Давайте поиграем в нее.

Игра «Дед»

Играющие большинством голосов выбирают «деда», а сами отходят в сторону и договариваются, какую полевую работу будут показывать, а затем воспроизводят характерные для нее движения. Затем подходят к «деду» и говорят: «Здравствуй, дед!» «Дед» отвечает: «Здравствуйте, дети! Где вы были?» Дети: «На работе». «Дед»: «Что делали?» Дети имитируют выполнение той или иной работы. «Дед» угадывает, что обозначают движения. Дети ведут хоровод и поют про свою работу.

У нас серпы-то золотые,

А мы работники-то молодые!

Время жито жать.

Во снопочки вязать,

Пирогами всех кормить.

По окончании песни дети убегают, а «дед» их догоняет. Пойманный становится новым «дедом».

Воспитатель. Ребята, как вы понимаете пословицу «Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит»?

Кто не дорожит хлебом, тот не дорожит трудом многих людей, сам не умеет трудиться. Ребята, а что еще выращивал мужик в сказке «Вершки и корешки»?

Дети. Репу.

Воспитатель. Ели репу в сыром и вареном виде. Нехитрое это было дело — бросить репу в кипящую воду и распарить до мягкости. Отсюда и пошла поговорка: «Проще пареной репы». Какие еще поговорки и загадки про репу вы знаете?

Дети. «Репа, репка, репища», «Хороша девка, как мытая репка», «Кругла, да не девка, с хвостом, да не мышь».

Воспитатель. А еще какие овощи, кроме репы, выращивали русские люди?

Игра «Узнай на вкус овощи»

В ходе выполнения задания уточняются названия овощей и бобовых: морковь, свекла, редька, репа, картофель, лук, чеснок, бобы, горох.

Воспитатель. А как вы считаете, овощи легче выращивать, чем зерно?

Русские люди много трудились, чтобы вырастить овощи. Когда они начинали сеять семена овощей?

Дети. Весной.

Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций с изображением последовательности выращивания овощей.

Воспитатель. Почему весной?

Дети. Весной бывает тепло.

Воспитатель. Правильно, ребята, весной, когда земля становилась сухой и теплой, высаживали овощи. Как люди ухаживали за овощами?

Дети. Поливали их, рыхлили землю.

Воспитатель. Как хранили урожай овощей?

Дети. В ямах.

Правильно, ребята, после уборки овощи складывали в большие погребные ямы.

Воспитатель. Что готовили русские люди из овощей?

Дети. Овощи солили, квасили. Готовили различные овощные каши, щи, паренки.

Воспитатель. Недаром в пословицах говорится: «Щи да каша — пища наша», «Где щи, там и нас ищи». В старину на Руси в деревнях, да и в городах проводили праздник, посвященный капусте. Считалось, что «хлеб да капуста лихо не подпустят». Как вы понимаете эти слова?

Дети. Если в доме есть хлеб и капуста, все будут сытыми, не будет беды.

Воспитатель. Ребята, какую игру вы знаете о капусте?

Дети. «Капуста».

Игра «Капуста»

Воспитатель. Давайте мы сейчас огромный кочан капусты «завьем», только помогайте мне. Беритесь все за руки и не отцепляйтесь. Идите за мной.

Воспитатель заводит хоровод-улитку.

Раз — виток, два — виток и т.д. Остановитесь — осмотритесь: какой кочан мы с вами «завили». А теперь «разовьем» его, руки не отпускайте, повернитесь за . (называет имя последнего ребенка). Идите за ним. Вот и «развили» капусту.

Воспитатель. Приготовление овощей было сначала очень простым: их солили, квасили, из них готовили щи. Со временем человек научился другим способам приготовления овощей. А что сейчас готовят из них?

Дети. Салаты, рагу, запеканки.

Воспитатель. Нравится ли вам еда из овощей? Чем полезны овощи?

Дети. Овощи полезные, потому что в них есть витамины.

Воспитатель. Правильно, ребята, в овощах находится много витаминов и полезных веществ, нужных для здоровья человека. Вот мы и вспомнили о том, как раньше русские люди выращивали хлеб и овощи. Сегодня после дневного сна мы с вами оформим Рисунки к сказке «Вершки и корешки» и отнесем их в библиотеку. Ребята, еще библиотекарь Татьяна Васильевна просила вас помочь подобрать интересные игровые задания о труде русских земледельцев, в ходе выполнения которых дети смогли бы уточнить свои знания о труде русских людей. Что мы можем ей посоветовать?

Дети. Можно поиграть с детьми в игры: «Труд русских земледельцев», «От зернышка к хлебу», «Капуста», «Узнай на вкус овощи», «Дед», «Мельница», «Ворон», «Огородник», «А мы просо сеяли», «Пахари и жнецы», загадать детям загадки об орудиях труда русских земледельцев, о хлебе, предложить вспомнить пословицы и поговорки о труде русских людей.

Воспитатель. Молодцы, дети, обо всех предложенных вами играх и заданиях я расскажу Татьяне Васильевне. Думаю, что они понравятся детям, с которыми она будет играть.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Можно ли выращивать фундук в новгородской области?
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector